28.03.2019

Столкновение при обгоне: к чему приводят нарушения МППСС

Страховой клуб «UK P&I Club» выпустил новое видео в серии «Извлеченные уроки». Так, в этот раз создатели обращаются к проблеме столкновения при обгоне.

В видеоролике описывается происшествие, случившееся с небольшим танкером (4,829 GRT) и сильно превышающем его в размерах балкером (93,152 GRT) в условиях хорошей погоды и видимости. Оба судна следовали в направлении северо-востока; танкер шел впереди со скоростью 10.5 узлов, балкер – позади со скоростью 12.5 узлов. Вахтенный офицер танкера выходил на мостик, но не заметил приближающегося сзади судна, так как его внимание было сконцентрировано на том, что происходит перед носом теплохода. Когда суда оказались в непосредственной близости друг от друга, из-за гидродинамического взаимодействия танкер начал поворачиваться. Идущий позади теплоход врезался ему в корму, что привело к пробоине и серьезному затоплению меньшего судна.

Причиной происшествия, согласно выводам расследования, явилось то, что оба теплохода не предприняли надлежащих действий по предотвращению столкновения в соответствии с существующими международными нормами: так, идущий позади балкер нарушил 13-ое Правило предупреждения столкновений судов в море (МППСС), согласно которому каждое судно, обгоняющее другое, должно держаться в стороне от пути обгоняемого судна. Ошибку допустил и экипаж впередиидущего танкера, ведь согласно правилу 17 МППСС судно должно было сохранять выбранный курс и скорость, но быть готовым к действиям по предотвращению столкновения в случае необходимости. Вахтенный офицер недостаточно внимательно следил за ситуацией в море, что также сделало аварию неизбежной.

– Этот случай наглядно демонстрирует последствия неправильного наблюдения и пренебрежения Правилами предупреждения столкновений судов в море. Если бы экипажи теплоходов им следовали – их пути не должны были пересечься, – отметил Стюарт Эдмонстон,  директор отдела по предотвращению ущерба «UK P&I Club».

В конце видео создатели традиционно предлагают морякам самостоятельно оценить инцидент, вспомнить о процедурах на судах, призванных не допустить такие происшествия и подумать, что каждый из них мог бы сделать, чтобы предотвратить подобную ситуацию на своем теплоходе.

– В целом «UK P&I Club» правильно оценил ситуацию, – считает Петр Осичанский, инспектор Международной федерации транспортников (ITF) во Владивостоке и президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов, – но я бы акцентировал внимание на том, что судоводители обоих теплоходов весьма небрежно отнеслись к соблюдению правила 5 МППСС, которое гласит: «Каждое судно должно постоянно вести надлежащее визуальное и слуховое наблюдение, так же как и наблюдение с помощью всех имеющихся средств применительно к преобладающим обстоятельствам и условиям с тем, чтобы полностью оценить ситуацию и опасность столкновения». Почему я считаю его наиболее важным? Несоблюдение этого правила создаёт опасную ситуацию, которая приводит к тяжким последствиям, например, столкновению, посадке на мель, повреждению морской инфраструктуры и т.п.  Вот почему правило 5 МППСС в этой ситуации важнее правила 17, на которое ссылаются эксперты, оценивая действия судоводителей танкера. У моряков 17-ое правило известно еще и под названием «маневр последнего момента». Признаком хорошей морской практики является выход из аварийной ситуации без его совершения. Таким образом, должное наблюдение и правильная оценка ситуации помогла бы судоводителям обоих судов избежать столкновения.

↑ 

Наверх