13.03.2019

Нефтяное пиратство и захват пленников – в Гвинейском заливе неспокойно

В водах Западной Африки по-прежнему небезопасно. К такому выводу пришли участники 10-й Международной конференции по танкерным перевозкам нефти и нефтепродуктов, прошедшей в Лондоне.

Глава департамента по контролю рисков компании «EOS Risk Group» Дэвид Флетчер считает, что с января 2018 года нефтяное пиратство года снова представляет реальную угрозу, с которой нельзя не считаться. В группе риска в первую очередь находятся суда, перевозящие авиакеросин, дизельное топливо, а также сырую нефть.

Не меньшую опасность представляет и похищение людей с целью выкупа, которое остается главным промыслом нигерийских пиратов, отметил Флетчер. В прошлом году в ходе 15 инцидентов были похищены 93 моряка. При этом всего было 40 нападений – на 24% больше, чем в 2017 году.

Эксперт сообщил, что в среднем в ходе одной атаки похищают четырех человек и держат их в плену около 36 дней. Суммы выкупа за последние годы возросли, сроки содержания заложников в плену – тоже. Пираты стали применять более агрессивную тактику: атакам подвержены даже суда с высотой надводной части борта до 16 метров и с вооруженной охраной на борту.

Описывая современную типичную пиратскую группу, Флетчер разделил ее на «наемников, чье дело стрелять» и «весьма опытных в мореходстве рулевых». По словам эксперта, в настоящее время действуют две основные нигерийские группировки – Йенагоа, базирующаяся в штате Байельса, и Абоннема из штата Ривер.

Большинство пиратов – нигерийцы, но среди разбойников есть и выходцы из других стран Западной Африки, например, Ганы. Группы хорошо организованы, однако жажда наживы порой застилает их разум – во всяком случае, операции в целом не очень тщательно спланированы, из чего следует, что привычки долго раздумывать у местных пиратов нет.

В то же время возобновились атаки и в Индийском океане. По словам Дэвида Флетчера, это происходит, потому что коренные причины пиратства в регионе по-прежнему не устранены. Здесь нападения, как правило, не связаны с грузом судна. Причина нестабильности в этих морях –  отсутствие достаточных мер безопасности на побережье в таких странах как Сомали и недовольство местных жителей нищенскими условиями жизни и успешным промыслом иностранных рыболовецких судов.

Заявления, сделанные на конференции, подтверждаются на практике: регулярно поступает информация о новых случаях нападений у берегов Западной Африки. Так, Международное морское бюро (IMB) сообщает, что в эти выходные пираты похитили с оффшорного вспомогательного судна пятерых моряков. Атака произошла в 32 морских милях от Брасса (Нигерия): вооруженные преступники на двух скоростных лодках приблизились к судну, поднялись на борт с помощью лестницы, разграбили каюты экипажа и пробрались в машинное отделение, где и захватили в плен часть команды. Капитан немедленно связался с конвойным судном, которое поспешило дать отпор нападавшим. Пираты, оставшиеся на одной из лодок, вступили с подоспевшим военным кораблем в перестрелку, что привело к гибели одного из охранников. Нападавшим вместе с захваченными пленниками удалось сбежать. Судно с остальными членами экипажа в сопровождении конвоя последовало к безопасной стоянке. Сейчас местные власти проводят расследование этого случая.

Предыдущее нападение в этих водах произошло 2 марта. Вооруженные пираты поднялись на борт танкера в 113 морских милях от Лагоса (Нигерия). К счастью, моряки вовремя почувствовали беду: они подняли тревогу и укрылись в цитадели. Получив информацию о нападении, IMB связалось с нигерийскими властями, которые выслали патрульное судно на помощь команде. Когда подоспела охрана, выяснилось, что пиратов на борту уже нет, члены экипажа не пострадали, и теплоход продолжил свой путь.

27 февраля у берегов Нигерии произошло еще одно нападение: 16 вооруженных пиратов на лодках преследовали, обстреливали и пытались подняться на борт судна в 68 морских милях от Брасса. На судне включили сигнализацию, и члены экипажа, не задействованные в управлении судном, укрылись в цитадели. На вызов капитана быстро откликнулось находившееся неподалеку патрульное судно, что заставило пиратов отказаться от захвата и бежать. До этого, 21 февраля, еще одна атака неподалеку от Брасса обернулось для разбойников неудачей: заметив приближающуюся скоростную лодку пиратов экипаж контейнеровоза быстро поднял тревогу и сумел избежать захвата с помощью маневров уклонения.

Атака десантного судна 3 февраля в 300 морских милях от Байельса (Нигерия) имела горькие последствия: пиратам удалось похитить троих членов экипажа и сбежать. К счастью, никто из моряков не пострадал, и все пленники были освобождены 1 марта.

Однако угроза поджидает моряков не только в Гвинейском заливе: компания по управлению рисками «Ambrey Risk» сообщает, что «Абу Сайяф», жестокая группировка джихадистов, покинула южные Филиппины и отправилась к Тави-Тави (Филиппины) с целью захвата особо значимых целей у восточных берегов Сабаха. Эти пираты славятся особой жестокостью: они удерживают пленников в нечеловеческих условиях на протяжении долгих месяцев. Некоторых из захваченных моряков представители группировки казнят.

Российский профессиональный союз моряков (РПСМ) напоминает, что члены экипажей судов, следующие через опасные зоны, могут столкнуться с нападениями в любой момент. Поэтому моряки всегда должны уделять повышенное внимание безопасности, сообщать о любых подозрительных инцидентах и строго придерживаться рекомендаций руководства «Лучшие практики по борьбе с пиратством» (BMP5). Члены экипажей судов, на которых есть коллективный договор Международной федерации транспортников (МФТ), могут избежать опасности, отказавшись от рейса, проходящего через зоны высокого пиратского риска.

По материалам morvesti.ru, itfseafarers.org, splash247 и Tradewinds

↑ 

Наверх