04.03.2019

Гид по проблеме усталости от ИМО

Усталость представляет опасность для всех секторов занятости, поскольку может влиять на способность человека выполнять работу продуктивно и безопасно. Это физиологическое и психологическое состояние отражается на всех, независимо от навыков, знаний и подготовки. Эффект усталости особенно опасен для транспортного сектора, в том числе судоходства. Международная морская организация уделяет этой проблеме серьезное внимание, поэтому подготовила руководящие принципы – «Гид по усталости». 

Мировая практика свидетельствует о том, что примерно 80% всех аварий на флоте обусловлены человеческим фактором. При этом основной причиной происшествий становится именно переутомление. Здесь можно вспомнить один из главных выводов, сделанных по итогам масштабного исследования проблемы усталости моряков – «Project Martha 2017», которое длилось три года: продолжительные рейсы вызывают рост психической и умственной усталости членов экипажей. Особенно это касается капитанов и вахтенных офицеров. Другое исследование в рыбопромысловом секторе за 2018 год показало, что 34% моряков засыпали за штурвалом, 42% принимали неверное решение, 52% испытывали перепады настроения. Последний опрос за прошлый год, проведенный ресурсом «Safety4sea» среди моряков торгового флота показал, что высокая рабочая нагрузка и усталость являются главными препятствиями для нормальной социальной жизни на борту. Такой точки зрения придерживаются 38% опрошенных респондентов. 

Специальные руководящие принципы ИМО занимают 62 станицы и представляют информацию о причинах и последствиях переутомления, а также о рисках для здоровья моряков, эксплуатационной безопасности судна и морской среды. В ИМО отмечают, что эффективное решение проблемы требует комплексного и целостного подхода, который учитывает даже конструкцию судна. Стратегия управления усталостью, по мнению организации, должна начинаться с определения численности экипажа на борту в сочетании с продолжительностью рабочего времени и отдыха на судне. 

Российский профсоюз моряков отмечает, что четкое указание на часы работы и отдыха моряков дает Сводная конвенция о труде в морском судоходстве 2006 года (КТМС). Так, максимальная продолжительность рабочего времени не должна превышать 14 часов в течение любого  24-часового периода и 72 часов в течение любого семидневного периода. 

– К сожалению, порой судоходные компании и сами экипажи осознанно идут на нарушения режима, не задумываясь о возможных последствиях. Как показывает практика, они могут быть необратимыми. Требования КТМС следует выполнять, а не игнорировать, – уверены в РПСМ. – Кроме того, важно следить за всеми наработками, призванными смягчить проблему усталости в море, в том числе взять на заметку «Гид по усталости».

ИМО рекомендует принимать руководящие принципы во внимание при разработке и внедрении систем управления безопасностью в соответствии с Международным кодексом по управлению безопасностью (МКУБ, Кодекс ISM), для повышения осведомленности о причинах и последствиях усталости при проведении учебных курсов, а также во время расследований несчастных случаев на судне. «Гид по усталости» на английском языке доступен для загрузки ЗДЕСЬ.

Па материалам maritimecyprus.com

↑ 

Наверх