РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Международная организация труда (МОТ) опубликовала
обновленный текст Сводной конвенции о труде в морском судоходстве 2006 года
(КТМС). В него вошли все поправки к документу, вступившие в силу на сегодняшний
момент, включая последние от 8 января
2019 года.
Недавние изменения относятся к Правилам 5.1 и 4.3 КТМС и
касаются возможности продления Свидетельства о соответствии судна требованиям
КТМС на срок не более пяти месяцев и вопросов искоренения домогательств и
издевательств на борту судов. Так, первая поправка позволяет компетентному
органу или признанной организации продлевать Свидетельство о соответствии
теплохода требованиям КТМС на срок не более пяти месяцев в случае, если
возобновляющая проверка проведена до окончания срока действия документа, но нет
возможности немедленно доставить его на борт. Новая поправка дает возможность
судну беспрепятственно продолжать работу в указанных случаях. И если она имела
важное значение для компаний, то вторая – для морских профсоюзов, так как имеет
прямое отношение к здоровью членов экипажей.
В Руководящий принцип В4.3.1 – «Положения о несчастных
случаях на производстве, случаях травматизма и профессиональных заболеваниях»
добавлена ссылка на «Руководство по искоренению домогательств, издевательств и
притеснений на борту судна», выпущенное Международной федерацией
транспортников (ITF) и Международной палатой судоходства (ICS). В
соответствии с этими поправками правительства и судовладельцы должны принимать
меры для более эффективной защиты моряков от преследований в период рейса.
Руководящий принцип В4.3.6 также дополнен необходимостью расследовать такие
случаи.
Проблема агрессивного поведения на службе может иметь
серьезные последствия для физического и эмоционального здоровья моряков,
которые приводят к снижению работоспособности и появлению заболеваний, а также
нарушают слаженную и эффективную работу в команде. В «Руководстве», на которое
следует опираться, содержатся примеры прессинга, объясняется, как выявить
враждебно настроенного коллегу, и куда обратиться за помощью. В нем также
приводятся методы по искоренению указанных случаев. Его текст доступен ЗДЕСЬ.
В целом, с момента вступления Сводной конвенции в силу в
2013 году, Специальный трехсторонний комитет (СТК) МОТ, внес ряд поправок к документу.
Например, первые изменения были сделаны в январе 2017 года: тогда СТК обязал
работодателей страховать финансовую ответственность перед моряками. Они вменяют
судовладельцам в обязанность иметь на борту Свидетельства, подтверждающие материальное
обеспечение гарантий по возвращению членов экипажа на родину, выплате
компенсаций по смерти или пострадавшим от несчастных случаев морякам, а также
задолженности по зарплате за четыре месяца.
Работа по улучшению КТМС ведется постоянно. Международное
морское сообщество ожидает и другое немаловажное нововведение – гарантии членам
судовых команд на выплату зарплаты при нахождения в пиратском плену. Эта
поправка уже согласована и вступит в силу в 2020 году.
Напомним, что Специальный трехсторонний комитет был создан в
соответствии со статьей XIII Сводной конвенции о труде в морском судоходстве
для того, чтобы работа КТМС находилась под постоянным контролем. Помимо этого,
СТК рассматривает предложения по внесению поправок к КТМС, в том случае, если в
них есть реальная необходимость, а также проводит консультации по случаям
изъятий или гибкого применения требований КТМС правительствами тех стран, где
отсутствуют организации судовладельцев и профсоюзы моряков. Представители
Российского профсоюза моряков (РПСМ) являются постоянными и полноправными
участниками заседаний СТК.
С новым текстом КТМС на английском языке можно ознакомиться ЗДЕСЬ.
Наверх