07.02.2019

МОТ обновила консолидированный текст КТМС

Международная организация труда (МОТ) опубликовала обновленный текст Сводной конвенции о труде в морском судоходстве 2006 года (КТМС). В него вошли все поправки к документу, вступившие в силу на сегодняшний момент, включая последние от  8 января 2019 года.

Недавние изменения относятся к Правилам 5.1 и 4.3 КТМС и касаются возможности продления Свидетельства о соответствии судна требованиям КТМС на срок не более пяти месяцев и вопросов искоренения домогательств и издевательств на борту судов. Так, первая поправка позволяет компетентному органу или признанной организации продлевать Свидетельство о соответствии теплохода требованиям КТМС на срок не более пяти месяцев в случае, если возобновляющая проверка проведена до окончания срока действия документа, но нет возможности немедленно доставить его на борт. Новая поправка дает возможность судну беспрепятственно продолжать работу в указанных случаях. И если она имела важное значение для компаний, то вторая – для морских профсоюзов, так как имеет прямое отношение к здоровью членов экипажей.

В Руководящий принцип В4.3.1 – «Положения о несчастных случаях на производстве, случаях травматизма и профессиональных заболеваниях» добавлена ссылка на «Руководство по искоренению домогательств, издевательств и притеснений на борту судна», выпущенное Международной федерацией транспортников  (ITF) и Международной палатой судоходства (ICS). В соответствии с этими поправками правительства и судовладельцы должны принимать меры для более эффективной защиты моряков от преследований в период рейса. Руководящий принцип В4.3.6 также дополнен необходимостью расследовать такие случаи.

Проблема агрессивного поведения на службе может иметь серьезные последствия для физического и эмоционального здоровья моряков, которые приводят к снижению работоспособности и появлению заболеваний, а также нарушают слаженную и эффективную работу в команде. В «Руководстве», на которое следует опираться, содержатся примеры прессинга, объясняется, как выявить враждебно настроенного коллегу, и куда обратиться за помощью. В нем также приводятся методы по искоренению указанных случаев. Его текст доступен ЗДЕСЬ.

В целом, с момента вступления Сводной конвенции в силу в 2013 году, Специальный трехсторонний комитет (СТК) МОТ, внес ряд поправок к документу. Например, первые изменения были сделаны в январе 2017 года: тогда СТК обязал работодателей страховать финансовую ответственность перед моряками. Они вменяют судовладельцам в обязанность иметь на борту Свидетельства, подтверждающие материальное обеспечение гарантий по возвращению членов экипажа на родину, выплате компенсаций по смерти или пострадавшим от несчастных случаев морякам, а также задолженности по зарплате за четыре месяца.

Работа по улучшению КТМС ведется постоянно. Международное морское сообщество ожидает и другое немаловажное нововведение – гарантии членам судовых команд на выплату зарплаты при нахождения в пиратском плену. Эта поправка уже согласована и вступит в силу в 2020 году.

Напомним, что Специальный трехсторонний комитет был создан в соответствии со статьей XIII Сводной конвенции о труде в морском судоходстве для того, чтобы работа КТМС находилась под постоянным контролем. Помимо этого, СТК рассматривает предложения по внесению поправок к КТМС, в том случае, если в них есть реальная необходимость, а также проводит консультации по случаям изъятий или гибкого применения требований КТМС правительствами тех стран, где отсутствуют организации судовладельцев и профсоюзы моряков. Представители Российского профсоюза моряков (РПСМ) являются постоянными и полноправными участниками заседаний СТК.

С новым текстом КТМС на английском языке можно ознакомиться ЗДЕСЬ.

↑ 

Наверх