28.01.2019

Капитан Белозеров: «До нас этого не делал никто»

 «Афрамаксы» СКФ нового поколения появились на рынке транспортировки энергоносителей в середине 2018 года. Суда носят названия известных российских городских магистралей. Такая необычная традиция появилась 15 лет назад. Первым стал «Невский проспект», открыв серию судов СКФ, имена которых сошли с карты Северной столицы. С тех пор танкеры зарекомендовали себя на фрахтовом рынке, слово «проспект» в названии «Афрамакса» стало брендом, синонимом надежности и качества. Головное судно новой серии, «Проспект Гагарина», было отфрахтовано Royal Duch Shell в июле. Так же, как и Юрий Алексеевич Гагарин, танкер стал первопроходцем в своей сфере. Состав флота уже пополнили «Проспект Ломоносова» и «Проспект Менделеева», ещё три судна находятся в стадии строительства. Первый капитан «Проспекта Ломоносова» Дмитрий БЕЛОЗЕРОВ рассказал корреспонденту «Вестника СКФ» о специфике судна и о том, какие трудности необходимо преодолеть, чтобы подняться на новую ступень развития.

– Дмитрий Анатольевич, компания доверила вам стать первым капитаном судна революционной серии танкеров. Вместе с ней вы вошли в историю судоходной отрасли. Гордость присутствует?
– В течение последних шести лет я был капитаном танкера «Невский проспект». Судно мне очень нравилось, но человек ведь должен наращивать свой потенциал. Просил кадровый офис направить меня на судно нового проекта. Назначение на «Ломоносовский проспект» стало приятной неожиданностью. Я осознавал двойную ответственность: судно не просто новое, оно принципиально новое. Нам предстояло осваивать передовые технологии, отрабатывать специально созданные процедуры – делать то, чего до нас ещё не делал никто. Осваивать новое оборудование начали ещё на верфи, пока судно готовилось к сдаче в эксплуатацию.

– Расскажите о ваших первых впечатлениях.
– Суда тоже встречают «по одёжке». Наш танкер сумел нас удивить: необычный изумрудно-зелёный цвет корпуса, яркая белая надпись на весь борт и зелёная труба выделяли его среди прочих новостроев. Судно выглядит очень нарядно, в духе времени. Слышал восхищённые отзывы и на верфи, и в портах, и даже с мостиков проходящих мимо судов. «Зелёные» «Афрамаксы» СКФ этого заслуживают: их форма полностью отражает содержание. Кроме того, нам приятно работать на судне, которое носит имя выдающегося человека, первого русского учёного-естествоиспытателя мирового уровня Михаила Васильевича Ломоносова. Это был гениальный человек, который не только внёс вклад в науку, но и во многом предопределил её дальнейшее развитие. Символично, что наше судно – тоже своего рода первопроходец, опережающий действующие экологические требования.

– В чём заключается специфика судна? Какие ограничения накладывает трёхтопливная энергетическая установка? Какие возможности даёт?
– Судно насыщено электроникой нового поколения. Программное обеспечение требовало «обкатки», отрабатывалась согласованная работа всех систем. Конечно, отличительной особенностью серии стало наличие ёмкостей для хранения сжиженного газа и нетрадиционной топливной системы. Двигатель тоже кардинально отличается от привычного нам. Добавилась и новая система обработки балластных вод. «Зелёные» танкеры были специально задуманы, спроектированы и построены так, чтобы обеспечить целый ряд преимуществ. Благодаря высокой экологичности мы можем работать в любом районе Мирового океана. Кроме того, у нас на борту несколько видов топлива, поэтому запас автономности выше. Бункеровочная инфраструктура продолжает развиваться. Совместно с Royal Duch Shell наша компания заложила основу системы СПГ-бункеровки в бассейнах Северного и Балтийского морей, теперь предстоит её расширять. Поставщики газомоторного топлива понимают перспективы и работают в этом направлении.

– Как часто вам требуются бункеровки СПГ?
– Заход в порт и выход из порта осуществляем на дизельном топливе: маневрировать возможно только на нём. Всё остальное время используем газ. Расход топлива зависит от режима движения. Если следовать полным ходом, то одной бункеровки СПГ хватит на 20 суток. У нас между бункеровками проходит около месяца. Операцию бункеровки СПГ мы уже отработали на практике. Бункеровка газом занимает больше времени, чем мазутом, и сам процесс более сложный, но это несопоставимо с преимуществами газомоторного топлива. В первую очередь, выигрывает окружающая среда. Снижение выбросов оксидов серы и сажи достигает 100%, выбросы оксидов азота сокращаются на 76%, а углекислого газа – на 27% по сравнению с судовой энергетической установкой, работающей на стандартном тяжелом топливе. Во-вторых, СПГ-топливо позволит нам после 2020 года свободно ходить в зонах ограничения выбросов. В-третьих, компания уже отметила реальное сокращение рейсовых расходов за счёт более низкого потребления СПГ-бункера и стоимости газа. Мы горды тем, что «Совкомфлот» лидирует во внедрении СПГ в качестве топлива для крупнотоннажных танкеров, которые эксплуатируются без привязки к фиксированным маршрутам и расписанию движения, и что мы в этом участвуем. Это большой шаг и для нашей компании, и для нашей страны.

– У вас на борту сжиженный газ. Какие меры безопасности это подразумевает?
– Прежде всего, дополнительных мер безопасности требуют бункеровка и переход с одного вида топлива на другой. Нельзя допускать утечек газа, поэтому необходимо следить за давлением в топливных танках. Попадая на металлические конструкции, охлажденный до экстремально низкой температуры газ делает их хрупкими, поэтому во время бункеровки он ни в коем случае не должен пролиться. Для нас нет ничего нового в строгом соблюдении инструкций: многолетняя работа на нефтеналивных танкерах приучила к дисциплине.

– Какую специальную подготовку проходил экипаж?
– Мы прошли тренинги в УТЦ СКФ в Санкт-Петербурге и прослушали специальный курс в Роттердаме. Кроме того, механики посещали заводы в Финляндии, где были изготовлены наши дизельгенераторы, и Республике Корее, где производятся трёхтопливные двигатели внутреннего сгорания. На подготовку ушло полгода. С самого начала все понимали, что потребуется приложить усилия.

– В конце октября ваше судно совершило переход по Северному морскому пути. Высокий ледовый класс пригодился?
– К решению этой задачи мы начали готовиться ещё весной совместно с экспертами «СКФ Менеджмент Сервисиз (СанктПетербург)». Практически на всём протяжении трассы наш танкер двигался самостоятельно. Лишь при следовании через наиболее сложные участки Айонского ледового массива в Восточно-Сибирском море шли под проводкой атомного ледокола «Таймыр». В целом около 950 морских миль пути было пройдено во льду, но тяжёлых льдов не было. Зато сразу после нашего перехода на пути следования танкера ледовая обстановка усложнилась. «Двери Арктики» буквально закрылись за нашей кормой. На СМП мы протестировали работу двигателей и механизмов управления топливных систем судна с использованием сжиженного газа, проверили работу навигационного оборудования в условиях отрицательных температур. Танкер показал высокую маневренность и ледопроходимость.

– Для вас это был не первый рейс по СМП?
– В 2010 году в должности старшего помощника капитана я был участником экспериментального транзитного рейса танкера «СКФ Балтика», результаты которого потом легли в основу транспортных решений для крупных индустриальных проектов в Арктике – «Ямал СПГ» и «Новый порт». В этот раз я заметил, что по сравнению с 2010 годом регион стал более оживленным. Когда на «СКФ Балтике» мы проходили Берингов пролив, пограничники встречали нас, как чудо. Сейчас крупнотоннажный современный танкер на СМП уже никого не удивляет. На берегах, раньше безжизненных, теперь множество огней. Арктика развивается, и нас это радует. Перевод отечественного флота на газомоторное топливо имеет хорошие перспективы для реализации в Арктическом морском бассейне. Нашему «Проспекту Ломоносова» предстоит работать в Северном море и на Балтике, где в зимний период тоже бывают вполне серьезные льды. Корпус имеет ледовый класс 1А и уже проверен на прочность и льдом, и штормом (недавно по пути в Мурманск мы два дня штормовали, судно выдержало это испытание достойно).

– Какие пожелания вы бы хотели адресовать своим коллегам?
– Морякам СКФ хочется пожелать, чтобы на работе было поменьше проблемных вопросов, трудностей. Стабильности и определенности в вашей жизни в наступающем 2019 году!

Подпись к фото
Капитан Д. Белозеров, старший помощник капитана А. Воронцов и матрос второго класса И. Иванов на мостике танкера «Проспект Ломоносова» на подходе к порту Роттердам, 13 декабря 2018 г.

↑ 

Наверх