18.01.2019

Пенсия: проверено на себе

Не секрет, что выход на пенсию – стресс, а для моряка – вдвойне. Не всем удается быстро привыкнуть к новому статусу и найти свое место в жизни на берегу. Редакция «Вестника СКФ» задалась целью выяснить, как живется тем, кто еще недавно ходил в море, и как изменилась их жизнь. 

Непростую тему согласились обсудить старшие механики судов «Совкомфлота» Сергей Супрун и Владимир Пляка, а также боцман Валентин Ружицкий. Недавно все они перешагнули условную черту и проверили на себе механизм работы пенсионной программы, которую реализуют компания и Российский профсоюз моряков (РПСМ). Тем не менее, без дела никто из них сидеть не собирается.

Владимир Пляка вспоминает лозунг, которым в 70-е годы встретила его мореходная школа: «Помни, моряк: романтика моря в большом труде!» Истинный его смысл наш собеседник сумел постичь на пике карьеры, когда времени на отдых стало оставаться все меньше. 


Старший механик Владимир Пляка

 – Раньше суда нечасто меняли, вот и я на танкере «Маршал Говоров» отработал 20 лет, от приемки до сдачи «на иголки», – рассказывает Владимир Александрович. – За всю карьеру сменил всего семь судов. На берегу уже четыре месяца, и снова хочется в море, но понимаю, что нужно поберечь себя. Что ни говори, а наша работа здоровья не добавляет. Помню времена, когда на флоте было психологически легче, даже в увольнения на берег ходили в обязательном порядке. С появлением первых компьютеров мы (наивные!) надеялись, что вот теперь избавимся от бумажной работы, но с каждым годом нагрузка только возрастала. Стало много про верок, усложнилась отчетность. Сегодня в рейсе дни летят один за другим. Думаешь только о том, как все успеть. Представьте: за годы работы в должности старшего механика я был в увольнении на берегу всего четыре раза.


Старший механик Сергей Супрун

– В молодости мало кто думает о том, что здоровье нужно беречь. Раньше на конвенциональных судах были полноразмерные спортзалы, бассейны – было проще поддерживать форму, – говорит Сергей Николаевич. – Впрочем, старшему поколению грех жаловаться. В жизни мы повидали много интересного, есть что рассказать внучкам, а у меня их три. Кто еще сможет похвастаться тем, что избороздил весь мир? Из тех стран, которые имеют выход к морю, я не был только в Австралии и Новой Зеландии. Внес свой вклад в мировую историю: во время вооруженного конфликта в Никарагуа мы возили туда топливо для военной техники. А в качестве туриста хотел бы вернуться, пожалуй, на Кубу. Веселая страна! 

Наши собеседники признают, что большинству российских пенсионеров о турпоездках остается только мечтать.

– Чтобы пенсия была в удовольствие, по нашим временам нужно или иметь солидные накопления, или в течение жизни инвестировать во что-то надежное. Знаю таких предусмотрительных моряков, но большинство просто улучшают текущие условия жизни. Хорошо, что компания взяла на себя поддержку ветеранов. Со временем каждый работник это оценит, – считает Владимир Александрович. 

– Хотелось бы еще поработать, и здоровье позволяет, но ничего не поделаешь, – объясняет  Валентин Алексеевич. – Молодым необходимо больше думать о своем будущем, ведь жизнь в 60 не заканчивается. Они живут сегодняшним днем, будто завтра не наступит! Это мировая тенденция. За рубежом, знаю, есть практика после контракта списаться на несколько дней и снова на судно – на новый контракт.


Боцман Валентин Ружицкий

Ветераны СКФ призывают коллег ни на секунду не забывать о тех, кто ждет их на берегу.

– Ориентация только на материальные ценности – тупик, потому что жизнь – более сложная, многогранная. С возрастом приходишь к тому, что главное – твои близкие, – делится с нами Владимир Александрович. – Очень жалею о том, что на протяжении многих лет не было возможности участвовать в семейных праздниках, видеть, как растут дети. Это бесценно.

По биографиям наших собеседников можно с легкостью проследить историю компании. Многие из тех, кто сегодня выходит на заслуженный отдых, посвятили морю по 30-40 лет.

Сергей Николаевич Супрун всю жизнь работал на судах Новороссийского морского пароходства. В 1984 году окончил НВИМУ (ныне – ГМУ им. адм. Ф. Ф. Ушакова), трудился на танкерах различных серий дедвейтом от 20 до 50 тысяч тонн, среди них «Победа», «Николоз Бараташвили», «НС Сильвер». Свой первый рейс в должности старшего механика Сергей Николаевич сделал на танкере «Валерий Чкалов», где отработал 10 лет. В 2008 году его как одного из самых опытных и квалифицированных старших механиков направили на новый продуктовоз «НС Стрим». Это судно надолго стало для Сергея Супруна «вторым домом», одним из самых любимых.

Флотская карьера Владимира Александровича Пляки началась в 1977 году. После мореходной школы он пошел работать мотористом. Решив не останавливаться на достигнутом, Владимир Александрович получил высшее образование и поднялся по карьерной лестнице. Работал на таких легендарных крупнотоннажных судах компании, как «Маршал Говоров», «Маршал Василевский», «Александр Покрышкин». Стармехом стал на танкере «Академик Пустовойт», долгое время ходил на «Калуге», в последнее время руководил машинной командой «СКФ Алтай».

Валентин Алексеевич Ружицкий ходил в море большую часть жизни – 40 лет. Начинал матросом на рыбном флоте, в 90-е перешел на танкеры. 15 контрактов Валентин Алексеевич отработал на танкере «Петропавловск», там же получил повышение. Вышел на пенсию в должности боцмана танкера «СКФ Самотлор».

Напомним, что совместная пенсионная программа Российского профсоюза моряков (РПСМ) и «Совкомфлота» действует не первый год и распространяется на тех, кто отработал в компании 10 лет и более. Ветераны, выходящие на пенсию, получают единовременную денежную выплату, почетные грамоты и памятные подарки. Это делается в знак благодарности и признательности морякам, которые немало сделали для развития отрасли: многие из них отслужили на судах СКФ по 20 лет.

↑ 

Наверх