18.01.2019

КТМС становится лучше

8 января 2019 года вступили в действие поправки к Правилам 5.1 и 4.3 Сводной конвенции МОТ о труде в морском судоходстве 2006 года (КТМС-2006), касающиеся возможности продления Свидетельства о соответствии судна требованиям КТМС на срок не более пяти месяцев и вопросов искоренения домогательств и издевательств на борту судов. 

Первая поправка относится к Правилу 5.1. Так, теперь Стандарт А5.1.3 КТМС позволяет компетентному органу или признанной организации продлевать Свидетельство о соответствии теплохода требованиям КТМС на срок не более пяти месяцев в случае, если возобновляющая проверка проведена до окончания срока действия документа, но нет возможности немедленно доставить его на борт. Новая поправка дает возможность судну беспрепятственно продолжать работу в указанных случаях.

Вторая поправка касается здоровья моряков и направлена на искоренение домогательств и издевательств во время рейса. В Руководящий принцип В4.3.1 – «Положения о несчастных случаях на производстве, случаях травматизма и профессиональных заболеваниях» добавлена ссылка на «Руководство по искоренению домогательств, издевательств и притеснений на борту судна», выпущенное Международной федерацией транспортников  (ITF) и Международной палатой судоходства (ICS). Руководящий принцип В4.3.6 также дополнен необходимостью расследовать такие случаи.

Для профсоюзов имело принципиально значение включение ссылки на Руководство в КТМС. Дело в том, что агрессивное поведение на судне может иметь серьезные последствия для физического и эмоционального здоровья моряков, которые приведут к снижению работоспособности и появлению заболеваний, а также нарушат слаженную и эффективную работу в команде. К тому же притеснения и издевательства могут нести негативные последствия и для компаний, поскольку в таких ситуациях следуют организационные, экономические и правовые издержки для работодателя. Кроме того, если труд моряка сопряжен со стрессом или страхом, роковые ошибки неизбежны.  Как известно, именно человеческий фактор является главной причиной аварий в море.

Участившиеся случаи агрессивного поведения во время рейса подтолкнули работодателей и профсоюзы к созданию «Руководства по искоренению домогательств, издевательств и притеснений на борту судна». В нем содержатся примеры притеснений и прессинга, объясняется, как выявить враждебно настроенного коллегу, и куда обратиться за помощью, а также приводятся методы по искоренению указанных случаев. Ознакомиться с документом можно ЗДЕСЬ.

Инициаторами этих изменений еще в феврале 2016 года стали группы судовладельцев и профсоюзов. Тогда поправки к КТМС получили одобрение Специального трёхстороннего комитета (СТК), созданного в соответствии с Конвенцией МОТ о труде в морском судоходстве 2006 года (КТМС). Далее 9 июня 2016 года пакет поправок был утвержден на заседании 105-ой Международной конференции труда в Женеве. Внесение изменений в текст конвенции к разделу 5.1 поддержали 389 делегатов, двое выступили «против», 14 – воздержались. «За» поправки к разделу 4.3 проголосовало 388 человек, двое – «против», воздержались  15.

Российский профсоюз моряков (РПСМ) отмечает, что обсуждение и внесение поправок в текст КТМС – логичное продолжение политики по защите прав моряков. Их принятие – огромная победа всех сторон, но в первую очередь – профсоюзов и моряков.

Напомним, что Специальный трехсторонний комитет был создан в соответствии со статьей XIII Сводной конвенции о труде в морском судоходстве для того, чтобы работа КТМС находилась под постоянным контролем. Помимо этого, СТК рассматривает предложения по внесению поправок к КТМС, в том случае, если в них есть реальная необходимость, а также проводит консультации по случаям изъятий или гибкого применения требований КТМС правительствами тех стран, где отсутствуют организации судовладельцев и профсоюзы моряков. Представители Российского профсоюза моряков являются постоянными и полноправными участниками заседаний СТК.

http://www.ics-shipping.org/docs/harassmentandbullying

↑ 

Наверх