17.01.2019

Транспорт-2040: автоматизация, технологии и занятость – будущее сферы труда

В Лондоне в штаб-квартире Международной морской организации (ИМО) прошла презентация доклада «Транспорт-2040: автоматизация, технологии и занятость – будущее сферы труда». Над его созданием трудились эксперты Всемирного морского университета (ВМУ) и Международной федерации транспортников (МФТ).

Эта работа – первая независимая и всеобъемлющая оценка того, как автоматизация повлияет на занятость на автомобильном, воздушном, железнодорожном и морском транспорте до 2040 года, и фокусируется на технологических изменениях.  В ней говорится о том, что нововведения станут «эволюционным, а не революционным», и «несмотря на высокий уровень автоматизации, квалифицированные человеческие ресурсы с правильным набором навыков все еще будут необходимы в будущем». 

Основные выводы показывают, что технологический прогресс станет постепенным и будет варьироваться в зависимости от региона: будущее транспортных рабочих зависит не только от уровня их квалификации, но и степени готовности тех или иных стран. В материалах подробно рассматриваются 17 государств и их стремление к техническим инновациям. Тематические исследования также сравнивают масштабы автоматизации в разных секторах транспорта.  Так, 60% информации ориентировано на автомобильные, железнодорожные и авиационные перевозки, 40% – на морские.

Как моряки справятся с проблемами, связанными с внедрением новых технологий? Повлияет ли автоматизация на характер рабочих мест в судоходной отрасли? Каким образовательным стандартам должны будут соответствовать члены плавсостава? Ответы на эти и другие вопросы есть в докладе. 

Генеральный секретарь ИМО Китак Лим подчеркнул своевременность этой работы, поскольку уже сейчас по мере обсуждения развития судоходства необходимо учитывать стандарты подготовки моряков. Он отметил, что доклад содействует реализации целей Организации Объединенных наций (ООН) в области устойчивого развития транспортного сектора, включая качественное образование, гендерное равенство, достойной труд и экономический рост, а интеграция передовых технологий в нормативно-правовую базу судоходной отрасли станет ключевым направлением деятельности ИМО. 

Представляя отчет, генеральный секретарь МФТ Стив Коттон добавил, что автоматизация, новые технологии и будущее сферы труда –  наиболее важные темы для рабочих: «Уже сегодня транспортники должны обладать необходимыми знаниями и опытом для работы в будущем. Исследование предоставляет всеобъемлющую информацию, необходимую для поддержки этих целей. МФТ рассчитывает на работу с аффилированными организациями: профсоюзы и их члены будут играть главную роль в сохранении и развитии условий достойной занятости». 

Актуальность доклада подтвердила и президент ВМУ Клеопатра Думбия-Генри: «Транспортный сектор имеет жизненно важное значение для мировой экономики. Мы надеемся, что этот отчет поможет подготовить отрасль к переменам, чтобы и впредь ее участники вносили вклад в благосостояние мирового общества и, безусловно, обеспечить транспортникам достойные рабочие места».

Российский профсоюз моряков (РПСМ) считает, что внедрение новых технологий неизбежно. Однако сегодня и в обозримом будущем морякам волноваться не о чем: глобальная автоматизация – дорогостоящий, сложный и долгий процесс. Более того, когда отрасль совершит технологическую революцию, ей все также будут нужны квалифицированные кадры, например, для управления судами с берега и их обслуживания в портах. Ни сегодня, ни в будущем судоходная отрасль не сможет обойтись без человека! – отмечают в РПСМ

Доклад «Транспорт-2040: автоматизация, технологии и занятость – будущее сферы труда» доступен ЗДЕСЬ на английском языке.

↑ 

Наверх