РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Еще одна грустная история, которая должна заставить моряков
задуматься – идти или не идти в рейс с сомнительным контрактом.
Недавно в офис Калининградской региональной организации
Российского профсоюза моряков (КРО РПСМ) пришли родители моряка, который погиб
в африканском порту. Инцидент произошел во время стоянки судна на ремонте.
Моряк упал с трапа, когда поднимался на борт, чтобы заступить на вахту. Со слов
родителей и коллег, трапом на судне назывались как попало накиданные доски,
перил и сетки не было. По этой конструкции члены экипажа ежедневно карабкались
на борт и сползали на причал.
Убитых горем родственников менеджеры работодателя убедили
захоронить моряка на местном африканском кладбище, чтобы тем самым освободить
судовладельца от затрат, связанных с доставкой тела или хотя бы праха на Родину. Кроме
того, семья моряка не получила компенсации по смерти.
Компания, на судне которой погиб человек, является частью
весьма солидного холдинга в Мозамбике, который занимается недвижимостью,
строительством офисных центров, имеет сеть ресторанов, серьезный экспорт
морепродуктов и прочее.
Как обычно, первым делом профсоюзные юристы постарались изучить контракт,
насколько это было возможно, поскольку то, что передали родственники, договором
вряд ли можно назвать: буквально каждая строчка кричала: «Не суйся – кинут!»
Мало того, что трудовой договор был составлен на русском
языке (при том, что и работодатель, и судно – в юрисдикции Мозамбика) на шести
листах среди обилия текста, конкретики не наблюдалось.
Вот некоторые выдержки: «ТРИ МЕСЯЦА испытательного срока.
Если работник окажется не в состоянии выполнять услуги на ОЖИДАЕМОМ уровне,
компания расторгнет договор с уведомлением за 72 часа. Если моряк поедет домой
по любой причине, не отработав в компании восьми месяцев, то за свой счет.
Также работник будет должен оплатить штраф в размере 62000 рублей». И так
далее, и тому подобное.
Свою подпись под этаким «документом» поставил только моряк, со стороны компании
красуется некий «штамп», означающий то ли название холдинга, то ли что-то еще. Так
называемая конкретика прилагалась отдельным листом (опять же без подписи и
печати). Здесь указаны данные моряка и его заработок, который по определенной
формуле он должен высчитать сам. При этом такая задача не под силу даже
самому опытному бухгалтеру: для расчета потребуются все погрузочно-разгрузочные
декларации, копии платежных документов по реализации продукции и т. д. Такой
информацией моряк не обладает хотя бы по тому, что это прямо запрещено пунктами
трудового соглашения о конфиденциальной информации.
О возмещении вреда здоровью при исполнении трудовых обязанностей или же
компенсации по смерти ни в сомнительном контракте, ни в кратком приложении ничего
не написано. Лишь насмешка: «При гибели моряка действие данного трудового
соглашения с момента смерти прекращается».
КРО РПСМ направила судовладельцу письмо с просьбой оказать финансовую помощь
родственникам моряка. Однако ответа до сих пор нет. В связи с этим профсоюз
планирует обратиться к властям государства флага, найти адвоката, работающего в
юрисдикции судовладельца, и заручиться поддержкой лиц, которые могут пролить
свет на ведение бизнеса компанией и трагическую гибель моряка.
Добавим, что на берегу, кроме родителей-пенсионеров,
потерявших единственного сына, у моряка остался несовершеннолетний ребенок и
жена.
Российский профсоюз моряков напоминает, что перед выходом в
рейс нужно:
- убедиться, что вы являетесь членом профсоюза;
- навести справки о судне, круинге и компании;
- показать предлагаемый вам контракт юристу;
- поставить в известность об условиях договора
родственников, оставить им копии документов.
Только так моряк обезопасит себя и свою семью от проблем.
Петр Дзендзелюк,
юридический отдел КРО РПСМ
Наверх