10.01.2019

Сомнительный контракт – печальный итог

Еще одна грустная история, которая должна заставить моряков задуматься – идти или не идти в рейс с сомнительным контрактом.

Недавно в офис Калининградской региональной организации Российского профсоюза моряков (КРО РПСМ) пришли родители моряка, который погиб в африканском порту. Инцидент произошел во время стоянки судна на ремонте. Моряк упал с трапа, когда поднимался на борт, чтобы заступить на вахту. Со слов родителей и коллег, трапом на судне назывались как попало накиданные доски, перил и сетки не было. По этой конструкции члены экипажа ежедневно карабкались на борт и сползали на причал.

Убитых горем родственников менеджеры работодателя убедили захоронить моряка на местном африканском кладбище, чтобы тем самым освободить судовладельца от затрат, связанных с доставкой тела или хотя бы праха на Родину. Кроме того, семья моряка не получила компенсации по смерти.

Компания, на судне которой погиб человек, является частью весьма солидного холдинга в Мозамбике, который занимается недвижимостью, строительством офисных центров, имеет сеть ресторанов, серьезный экспорт морепродуктов и прочее.

Как обычно, первым делом профсоюзные юристы постарались изучить контракт, насколько это было возможно, поскольку то, что передали родственники, договором вряд ли можно назвать: буквально каждая строчка кричала: «Не суйся – кинут!»

Мало того, что трудовой договор был составлен на русском языке (при том, что и работодатель, и судно – в юрисдикции Мозамбика) на шести листах среди обилия текста, конкретики не наблюдалось.

Вот некоторые выдержки: «ТРИ МЕСЯЦА испытательного срока. Если работник окажется не в состоянии выполнять услуги на ОЖИДАЕМОМ уровне, компания расторгнет договор с уведомлением за 72 часа. Если моряк поедет домой по любой причине, не отработав в компании восьми месяцев, то за свой счет. Также работник будет должен оплатить штраф в размере 62000 рублей». И так далее, и тому подобное.

Свою подпись под этаким «документом» поставил только моряк, со стороны компании красуется некий «штамп», означающий то ли название холдинга, то ли что-то еще. Так называемая конкретика прилагалась отдельным листом (опять же без подписи и печати). Здесь указаны данные моряка и его заработок, который по определенной формуле  он должен высчитать сам. При этом такая задача не под силу даже самому опытному бухгалтеру: для расчета потребуются все погрузочно-разгрузочные декларации, копии платежных документов по реализации продукции и т. д. Такой информацией моряк не обладает хотя бы по тому, что это прямо запрещено пунктами трудового соглашения о конфиденциальной информации.

О возмещении вреда здоровью при исполнении трудовых обязанностей или же компенсации по смерти ни в сомнительном контракте, ни в кратком приложении ничего не написано. Лишь насмешка: «При гибели моряка действие данного трудового соглашения с момента смерти прекращается».

КРО РПСМ направила судовладельцу письмо с просьбой оказать финансовую помощь родственникам моряка. Однако ответа до сих пор нет. В связи с этим профсоюз планирует обратиться к властям государства флага, найти адвоката, работающего в юрисдикции судовладельца, и заручиться поддержкой лиц, которые могут пролить свет на ведение бизнеса компанией и трагическую гибель моряка.

Добавим, что на берегу, кроме родителей-пенсионеров, потерявших единственного сына, у моряка остался несовершеннолетний ребенок и жена. 

Российский профсоюз моряков напоминает, что перед выходом в рейс нужно:

- убедиться, что вы являетесь членом профсоюза;

- навести справки о судне, круинге и компании;

- показать предлагаемый вам контракт юристу;

- поставить в известность об условиях договора родственников, оставить им копии документов.

Только так моряк обезопасит себя и свою семью от проблем.

Петр Дзендзелюк,
юридический отдел КРО РПСМ

↑ 

Наверх