09.01.2019

«Его имя носят не только корабли…»

Вчера, 8 января, исполнилось 170 лет со дня рождения Степана Осиповича Макарова. Знаменитый военно-морской деятель, океанограф, полярный исследователь, в 1896 году удостоенный звания вице-адмирала, Степан Осипович Макаров родился в 1849 года в Николаеве. Академик А. Н. Крылов писал, что он «вошёл в историю русского флота не только как замечательный флотоводец, но и как выдающийся теоретик военно-морского дела», написавший более пятидесяти научных работ по вопросам кораблестроения и океанологии. Заслуги в развитии судоходства навсегда оставили его имя в истории российского и мирового мореплавания.

Еще будучи кадетом он обратил на себя внимание видных деятелей того времени: впечатленный его способностями и любознательностью адмирал А. А. Попов перевел юного моряка на свой флагманский корвет «Богатырь», а за выдающиеся успехи в учебе Макаров вышел из училища уже в звании гардемарина флота наравне с выпускниками морского корпуса.

Лодка «Русалка», на которой он служил мичманом в 1869 году, стала для будущего адмирала судьбоносной: наткнувшись на подводную скалу, судно едва не погибло. Эпизод послужил поводом к написанию Макаровым «Исследований по непотопляемости судов». Углубившись в эту тему, Макаров впоследствии разработал и внедрил на корабли флота пластырь для заделывания подводных пробоин в корпусе судна.  Это изобретение демонстрировалось на Всемирной выставке в Австрии, где получило прекрасные отзывы моряков многих стран.

Прослужив в чине мичмана всего полтора года, в январе 1871 года он был произведен в лейтенанты – случай для того времени исключительный: как правило, офицеры, не закончившие Морской корпус, ходили в мичманах не менее 5 лет. В 1883 году Макарова назначили флаг-капитаном шхерной эскадры, а год спустя – флаг-капитаном Практической эскадры Балтийского флота.

В 1886-1889 годах Степан Осипович принял участие в кругосветном плавании на фрегате «Витязь», находящемся под его командованием. Это положило начало его океанографической деятельности: во многом благодаря Макарову плавание «Витязя» превратилось в одну из выдающихся русских и мировых океанографических экспедиций.

В качестве главного инспектора морской артиллерии, которым он был назначен в 1891 году, Степан Осипович разработал особые бронебойные наконечники, получившие мировое признание. Макаров предложил надевать на головку снаряда колпачок из мягкого металла, который в момент пробивания брони сохранял целостность бронебойной головки и служил «смазкой» для снаряда. В конце 1892 года Степан Осипович, сотрудничая с профессором Д. И. Менделеевым, также внедрил на флоте бездымный порох.

Накануне Русско-турецкой войны 1877-1878 годов Макаров предложил применить в Черном море быстроходные пароходы, вооруженные минными катерами, спроектировал буксируемую мину-крылатку, устройство, предназначавшееся для быстрого спуска на воду катеров, а также создал контейнер для хранения и транспортировки дорогостоящих мин Уайтхеда. Его усилия превратили мину из оборонительного оружия в наступательное, что оказало большое влияние на отечественное и мировое военно-морское искусство. Участие Макарова в войне во многом обеспечило российское господство в Черном море. Известные русские ученые отметили его изобретения в разных областях науки, избрав его пожизненным почетным членом Императорского русского технического общества.

Именно Макаров предложил использовать для исследования Северного Ледовитого океана ледоколы, способные взламывать полярные льды. Менделеев высоко оценил эту идею адмирала, назвав ее «блистательной». С большим трудом Макарову удалось добиться постройки ледокола «Ермак» и совершить на нем плавание в Северный Ледовитый океан.

Серьезных успехов адмирал добился и на административном поприще, с 1889 по 1904 год исполняя обязанности главного командира Кронштадтского порта и военного губернатора города Кронштадта. Он возглавил комитет по сооружению морского собора, привел в порядок портовое хозяйство и улучшил быт нижних чинов, не прекращая заниматься научно-исследовательской деятельностью.

В ходе русско-японской войны 1904-1905 годов Макаров был назначен командующим флотом Тихого океана, в связи с чем 24 февраля прибыл в Порт-Артур. Его имя было настолько хорошо известно среди моряков, что сам факт прибытия давал личному составу надежду на то, что флот окрепнет и приступит к активным действиям. В первые дни после своего прибытия Макаров посетил все корабли. Однако адмирал погиб вскоре после начала войны: 31 марта (13 апреля) 1904 броненосец «Петропавловск», управляемый Сергеем Осиповичем, подорвался на японской мине.

– Заслуги прославленного мореплавателя не забыты и сегодня: в Кронштадте, Николаеве, Владивостоке и Санкт-Петербурге адмиралу поставлены памятники, – отмечают в Российском профессиональном союзе моряков. – Его имя носят не только корабли, но и один из старейших и лучших вузов страны – Государственный университет морского и речного флота в Санкт-Петербурге. Нынешние ученики с честью продолжают дело заслуженного мореплавателя: их знания и умения ценятся во всем мире. 

По материалам gumrf.ru

↑ 

Наверх