20.12.2018

Никто не может отнять у моряков основополагающие права

Люди, работающие в море, подвержены множеству рисков, некоторые из которых могут затронуть область прав человека. Их соблюдение среди моряков должно стать первоочередной задачей для судоходной отрасли, поэтому необходимо найти пути ее реализации. На эту тему в беседе с Safety4Sea рассуждает Элизабет Мавропулу, администратор и руководитель благотворительных программ британской организации по защите прав человека на море  «Human Rights at Sea» (HRAS).

Морское сообщество в числе последних обратилось к теме нарушений прав человека, тогда как во многих других отраслях этой проблемой занимаются уже в течение многих лет. Секторы судоходства и рыболовства только последние три года проводят конференции и семинары на тему корпоративной социальной ответственности (КСО). В рамках КСО основное внимание уделяется влиянию судоходства на окружающую среду, и тому, как сделать морские перевозки экологически чистыми. В результате никто серьезно не занимается рисками, которые выходят за рамки традиционных социально-бытовых проблем моряков и рыбаков и включают в себя рабство и принудительный труд.

К счастью, в последнее время вопросы соблюдения прав человека на море начали выходить за привычные для торгового флота рамки. В частности, речь идет об операциях по спасанию мигрантов и беженцев на море, которые осуществляют моряки. Во время эскалации так называемого «мигрантского кризиса» в Средиземном море в 2014–2016 гг. судоходные компании были вынуждены задействовать в спасательных операциях около 1000 торговых судов: экипажам удалось спасти более 50 тысяч человек. Это беспрецедентная ситуация вынудила Международную морскую организацию (ИМО) совместно с Международной палатой судоходства и Управлением Верховного комиссара Организации Объединенных Наций (ООН) по делам беженцев разработать руководства по спасанию на море, содержащие правила обращения с беженцами и мигрантами.

Морской бизнес во всех своих секторах ежедневно сталкивается с разнообразными рисками, связанными с нарушениями прав человека. Тем не менее, на торговом флоте, как и в рыболовной отрасли, последнее время предпринимаются заметные усилия по устранению этих рисков посредством принятия корпоративных и отраслевых программ и обязательств, разработки механизмов отчетности и оценки последствий нарушений прав человека.

Так, в 2011 году были приняты Руководящие принципы ООН по вопросам бизнеса и защиты прав человека. HRAS стала первой благотворительной организацией, написавшей к ним в 2016 году введение и комментарий относительно морской среды. Здесь освещены проблемы, связанные с правами человека на море. С этого времени «Human Rights at Sea» продолжает оказывать помощь по этим вопросам.

Напомним, что благотворительная организация выпустила серию широкодоступных образовательных видеороликов и сопутствующую инфографику, разъясняющую суть Руководящих принципов ООН и механизм их реализации в морской отрасли. Главной темой первого видео стали базовые права человека. Особое внимание в фильме уделялось их соблюдению в рамках судоходной отрасли. Второе видео называлось «Трудовые права и права человека» –  в нем акцентировалось внимание на защите прав человека на море и влиянии этих процессов на морское сообщество. Третье – «Морской бизнес и права человека: корпоративные действия» – рассказывало о руководящих принципах ООН в области бизнеса и прав человека в морской среде.

– К сожалению, морякам очень часто приходится сталкиваться с нарушением своих прав. Лучший способ обезопасить себя – вступить в профсоюз, тем самым обеспечить себе социальную защиту и правовую поддержку даже в самых сложных ситуациях, – говорят в Российском профсоюзе моряков (РПСМ).

РПСМ напоминает морякам, что никто не может отнять у них основополагающие права, независимо от национальности, этнического происхождения, цвета кожи, языка, религии или пола.

Перевод ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх