РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Вышла в свет книга о деятельности Дальневосточной региональной организации Российского профессионального союза моряков (ДВРО РПСМ) в 2014-2018 годах – «Борьба за права моряков продолжается». Из нее моряки почерпнут для себя много полезного: история организации за пять лет богата случаями помощи членам экипажей и послужит полезным уроком тем, кто не хочет оказаться в сложной и опасной ситуации.
Круг вопросов, попавших в поле зрения профсоюза за это
время, широк: на страницах книги поднимаются проблемы современного среднего
морского образования, мошенничества в сфере трудоустройства, гендерной
политики, рабских условий труда на судах под удобным флагом и без коллективного
договора и, разумеется, приводятся многочисленные примеры помощи морякам в получении невыплаченной заработной платы.
Многие вопросы профсоюз может решить относительно просто, решение других задач дается
сложнее.
Автор Леонид Виноградов подробно останавливается на теме
мошенничества в морской отрасли. Если проанализировать сообщения моряков о
лже-круингах, то схема, по которой действуют аферисты, приблизительно одна и та
же. Отчаявшемуся в поисках работы моряку предлагается работа мечты с хорошими
условиями труда и высокой зарплатой. Затем «круинг» незаконно начинает вымогать
у моряка деньги. Несмотря на широкую огласку, уже многие годы этот подход
продолжает работать и приносить мошенникам выгоду. Вот и в 2017 году «агент по трудоустройству»
получил от моряка 75 тысяч рублей, после чего перестал выходить с ним на связь.
Впоследствии правоохранительные органы задержали 39-летнего мужчину, таким образом «заработавшего» уже около 600
тысяч рублей. В главе «Как не стать жертвами недобросовестных круингов и
мошенников» автор книги подробно останавливается на том, как избежать подобных
ситуаций.
На страницах издания широко освещена проблема работы на судах под удобными флагами без
коллективного договора Международной федерации транспортников (МФТ), и в
качестве примера здесь, в частности, можно привести нашумевший случай с судами
«SS Ross» и «SS Veles», экипажи которых на время рейса попали в настоящее
рабство: их лишили документов, не выплачивали зарплату, на судне не хватало еды
и воды, а недовольных избивали. Один человек пропал с борта судна, другой погиб
от полученных во время работы травм. В 2015 году дело было передано в суд,
однако там решили, что необходимо провести дополнительное следствие. Процесс до
сих пор не состоялся, и виновные все еще не наказаны.
Николай Суханов, председатель ДВРО РПСМ в своём интервью,
приведенном на страницах книги, вспоминает и о другом случае, демонстрирующем,
к каким последствиям может привести работа на судах под удобным флагом. В 2004 году два судна – «Ароса» (флаг
Монголии) и «Вест» (флаг Камбоджи) – перевернулись у берегов Находки. Утонуло
более 30 человек, а судовладельца судов так и не нашли: информации о нем нигде
найти не удалось, а капитан порта сжег копии трудовых контрактов моряков. Родственники
погибших не получили никаких компенсаций.
Есть и проблемы, с которыми невозможно справиться без помощи
государства. В 2016 году Николай Суханов обсудил с главным специалистом по
системе качества Дальневосточного высшего морского училища Сергеем Куликовым
систему морского образования в России. Вместе они пришли к выводу, что
современное положение дел лишает курсантов средних учебных заведений
возможности карьерного роста, вследствие чего училища становятся крайне
непрестижными.
А случай с Татьяной Сухановой доказывает существование еще
одной проблемы, требующей вмешательства властей. Несмотря на то, что законы Российской
Федерации предполагают, что мужчины и женщины имеют равные права, а морские
учебные заведения принимают девушек на обучение, опытному капитану Татьяне
Сухановой в 2016 году было многократно отказано в трудоустройстве по гендерному
принципу, о чем некоторые менеджеры по кадрам прямо ей заявляли. В настоящее время Татьяна Суханова работает
преподавателем в одном из высших учебных заведений Владивостока и выходит в
море только со своими учениками. Тем временем каждый год в университеты на судоводительский
факультет поступают девушки, которые надеются не столкнуться с дискриминацией.
В книге приводится еще много интересных случаев из практики ДВРО РПСМ, почерпнутых автором из Судового журнала, который ведет профсоюз. Ее тираж – 1 000 экземпляров. Она бесплатно распространяется среди моряков.
Наверх