19.12.2018

«Борьба за права моряков продолжается»

Вышла в свет книга о деятельности Дальневосточной региональной организации Российского профессионального союза моряков (ДВРО РПСМ) в 2014-2018 годах – «Борьба за права моряков продолжается». Из нее моряки почерпнут для себя много полезного: история организации за пять лет богата случаями помощи членам экипажей и послужит полезным уроком тем, кто не хочет оказаться в  сложной и опасной ситуации.

Круг вопросов, попавших в поле зрения профсоюза за это время, широк: на страницах книги поднимаются проблемы современного среднего морского образования, мошенничества в сфере трудоустройства, гендерной политики, рабских условий труда на судах под удобным флагом и без коллективного договора и, разумеется, приводятся многочисленные примеры помощи морякам  в получении невыплаченной заработной платы. Многие вопросы профсоюз может решить относительно просто, решение других задач дается сложнее.

Автор Леонид Виноградов подробно останавливается на теме мошенничества в морской отрасли. Если проанализировать сообщения моряков о лже-круингах, то схема, по которой действуют аферисты, приблизительно одна и та же. Отчаявшемуся в поисках работы моряку предлагается работа мечты с хорошими условиями труда и высокой зарплатой. Затем «круинг» незаконно начинает вымогать у моряка деньги. Несмотря на широкую огласку, уже многие годы этот подход продолжает работать и приносить мошенникам выгоду.  Вот и в 2017 году «агент по трудоустройству» получил от моряка 75 тысяч рублей, после чего перестал выходить с ним на связь. Впоследствии правоохранительные органы задержали 39-летнего мужчину,  таким образом «заработавшего» уже около 600 тысяч рублей. В главе «Как не стать жертвами недобросовестных круингов и мошенников» автор книги подробно останавливается на том, как избежать подобных ситуаций.

На страницах издания широко освещена проблема работы  на судах под удобными флагами без коллективного договора Международной федерации транспортников (МФТ), и в качестве примера здесь, в частности, можно привести нашумевший случай с судами «SS Ross» и «SS Veles», экипажи которых на время рейса попали в настоящее рабство: их лишили документов, не выплачивали зарплату, на судне не хватало еды и воды, а недовольных избивали. Один человек пропал с борта судна, другой погиб от полученных во время работы травм. В 2015 году дело было передано в суд, однако там решили, что необходимо провести дополнительное следствие. Процесс до сих пор не состоялся, и виновные все еще не наказаны.

Николай Суханов, председатель ДВРО РПСМ в своём интервью, приведенном на страницах книги, вспоминает и о другом случае, демонстрирующем, к каким последствиям может привести работа на судах под удобным флагом.  В 2004 году два судна – «Ароса» (флаг Монголии) и «Вест» (флаг Камбоджи) – перевернулись у берегов Находки. Утонуло более 30 человек, а судовладельца судов так и не нашли: информации о нем нигде найти не удалось, а капитан порта сжег копии трудовых контрактов моряков. Родственники погибших не получили никаких компенсаций.

Есть и проблемы, с которыми невозможно справиться без помощи государства. В 2016 году Николай Суханов обсудил с главным специалистом по системе качества Дальневосточного высшего морского училища Сергеем Куликовым систему морского образования в России. Вместе они пришли к выводу, что современное положение дел лишает курсантов средних учебных заведений возможности карьерного роста, вследствие чего училища становятся крайне непрестижными.

А случай с Татьяной Сухановой доказывает существование еще одной проблемы, требующей вмешательства властей.  Несмотря на то, что законы Российской Федерации предполагают, что мужчины и женщины имеют равные права, а морские учебные заведения принимают девушек на обучение, опытному капитану Татьяне Сухановой в 2016 году было многократно отказано в трудоустройстве по гендерному принципу, о чем некоторые менеджеры по кадрам прямо ей заявляли.  В настоящее время Татьяна Суханова работает преподавателем в одном из высших учебных заведений Владивостока и выходит в море только со своими учениками. Тем временем каждый год в университеты на судоводительский факультет поступают девушки, которые надеются не столкнуться с дискриминацией.

В книге приводится еще много интересных случаев из практики ДВРО РПСМ, почерпнутых автором из Судового журнала, который ведет профсоюз. Ее тираж – 1 000 экземпляров. Она бесплатно распространяется среди моряков.

↑ 

Наверх