РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Ресурс Lloyd's List опубликовал топ-10 судовых регистров 2018 года, составленный на основе данных валовой вместимости. Первая десятка мало кого удивит: лидирует снова Панама, однако конкуренты не дремлют и набирают обороты, сокращая разрыв. Стоит отметить, что только четырем регистрам удалось увеличить тоннаж, тогда как остальные потеряли 10% своего флота. Могут ли эти тенденции сохраниться в течение следующих нескольких лет и повлиять на будущую расстановку сил среди государств флага?
ПАНАМА
Панама по-прежнему остается крупнейшим в мире судовым
регистром с общим тоннажем более 80 млн
тонн. Тем не менее здесь не все гладко. Несмотря на то, что под флагом Панамы
эксплуатируется самый большой флот балкеров и второй по величине – танкеров, за
текущий год регистр потерял почти 5% тоннажа, а в балкерном сегменте падение
составило 6%. На первый взгляд может показаться, что такие небольшие сокращения
– пустяк. Так бы и было, если бы не ближайшие «преследователи» – регистры
Маршалловых Островов и Либерии, совершающие скачки, которые раньше считались
невозможными. Тем не менее еще должно пройти время, прежде чем у соперников
появится реальный шанс сместить Панаму с пьедестала.
МАРШАЛЛОВЫ ОСТРОВА
На фоне успешного 2017 года и постоянного роста все
последнее десятилетие Маршалловы Острова продолжили эффективную работу в 2018 году. Флаг отразил жесткую конкуренцию
со стороны Либерии, увеличив свой валовой тоннаж примерно на 8% и заняв второе
место. Также флаг взял первое место в сегменте танкеров и танкеров-газовозов, а
второе – балкеров. Растущая популярность регистра указывает на то, что он может
стать серьезным соперником для Панамы.
ЛИБЕРИЯ
Хотя Либерии и не удалось удержать тот темп наращивания
флота, который задал регистр Маршалловых островов, тем не менее нельзя сказать,
что флаг не преуспел в 2018 году. Регистр Либерии смог не только «прибавить в
весе» в условиях жесточайшей конкуренции, но и еще сильнее дистанцироваться от
ближайшего соперника – регистра Гонконга.
LISCR – компания, управляющая регистром Либерии, – расширила
присутствие в сегменте балкеров и сохранила первое место в сегменте судов, перевозящих
пакетированные грузы. В LISCR надеются, что недавние изменения внутреннего
законодательства страны помогут укрепить
связи с Китаем, с которым они тесно сотрудничают. Однако сможет ли Либерия ускорить
темпы роста в 2019 году и вернуть второе место, еще неизвестно.
ГОНКОНГ
В 2018 году флот под флагом Гонконга немного уменьшился и уступил
Либерии. Тем не менее регистр уверенно удерживал четвертую позицию: рядом не
было серьезных претендентов на борьбу за это место. Регистр Гонконга занял
третью по величине долю на трех рынках: перевозок навалочных, генеральных и
пакетированных грузов. Однако если такие же «неблестящие» результаты регистр
продолжит демонстрировать и дальше, то через пару лет он рискует сместиться во
второй эшелон судовых регистров мира.
СИНГАПУР
Другим крупным государством флага, который в 2018 году
лишился части своих судов, стал Сингапур. Это сокращение не отражает какую-то
серьезную проблему внутри регистра, ведь государству флага принадлежат одни из
самых больших долей в сегментах балкеров, танкеров и судов для перевозки
пакетированных грузов. Действительно, Сингапур был одним из тех регистров,
которые существенно увеличились за последнее десятилетие. В следующем году все
может измениться, в том числе из-за грядущей смены руководства: в конце 2018
года истекает пятилетний срок полномочий нынешнего главы регистра Сингапура.
МАЛЬТА
Регистр Мальты стал единственным представителем середины
первой десятки, который увеличил свой тоннаж в этом году; особенно значительным
оказался прирост в сегменте балкеров. За последние 10 лет флаг постоянно
расширял присутствие в разных сегментах и, судя по темпам роста, в течение
нескольких лет вполне может вклиниться в пятерку лидеров, особенно если
конкуренты будут продолжать топтаться на месте.
БАГАМСКИЕ ОСТРОВА
Багамские острова всегда входили в топ-10 государств флага.
Тем не менее по мере того, как другие регистры росли быстрее и агрессивнее,
Багамские острова опускались в рейтинге. Тоннаж регистра в 2018 году
сократился, но ему по-прежнему принадлежит большая доля в сегменте танкеров, а
по количеству зарегистрированных под их флагом
танкеров-газовозов Багамские острова и вовсе занимают второе место. Этот
регистр отличается стабильностью, однако сможет ли он совершить рывок и
продвинуться вперед – интересный вопрос.
КИТАЙ
Помимо пугающего количества кластера судовладельцев, портовых
и инфраструктурных проектов и мощнейшего глобального финансового механизма, Китаю
за сравнительно короткий срок удалось создать внушительный судовой регистр,
почти половина тоннажа которого состоит из балкеров. Тем не менее, в 2018 году
Китаю не удалось справиться с задачей увеличения тоннажа, даже наоборот –
количество судов под флагом этой страны немного сократилось.
ГРЕЦИЯ (Hellenic Coast Guard)
Единственное заметное «движение», причем как в отношении
прироста, так и сокращения, произошло в греческом регистре: за 2018 год
количество судов под флагом Греции уменьшилось более чем на 10%. Этому существенному падению предшествовали в
основном стабильные показатели тоннажа в предыдущие годы. Отчасти оно связано с
неспособностью страны подготовить достаточное количество морских кадров, что
могло бы стимулировать увеличение тоннажа под греческим флагом, ведь одним из
условий регистрации судов под флагом Греции является определенное число
греческих моряков в составе экипажа. Положительным моментом является то, что
Греция контролирует вторую по величине долю пассажирского флота и четвертую по
величине долю танкерного флота, уступая только Маршалловым островам, Панаме и
Либерии.
ЯПОНИЯ
Не для всех регистров, не претендующих на мировое лидерство, 2018 год складывался плохо. Япония, например, продолжила экспансию и оторвалась от ближайших преследователей – США и Кипра. Имея относительно серьезный флот, который насчитывает больше судов, чем регистры Багамских островов и Греции, и третью по величине долю пассажирских судов, Япония намерена закрепиться в десятке крупнейших государств флага. Уже сегодня она занимает третье место по величине тоннажа в сегменте балкерного флота и, судя по всему, не собирается останавливаться на достигнутом.
Российский профсоюз моряков (РПСМ) отмечает, что эффективная работа регистра складывается не только из увеличения тоннажа, но и выполнения государствами флага определенных международных требований с учетом целого ряда критериев, включая проверки государственного портового контроля, ратификацию международных морских конвенций и их соблюдение. Чтобы отследить работу регистров, можно воспользоваться таблицей, ранее подготовленной Международной палатой судоходства (ICS). Эти данные могут использовать не только судовладельцы, но и моряки, чтобы уточнить, находится ли флаг в черном списке Токийского и Парижского меморандумов, проверить ратификацию конвенций, а также частоту задержания судов государственным портовым контролем. В РПСМ считают, что таблица содержит достаточно информации, чтобы оценить риски работы под тем или иным флагом. Она доступна на сайте ICS.
Источник lloydslist.maritimeintelligence.informa
Перевод ЦИА РПСМ
Наверх