06.12.2018

Правовой режим морских пространств регламентирован и должен соблюдаться

Президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов Петр Осичанский , комментируя газете «Взгляд» инцидент в заливе Петра Великого,  подчеркнул, что правовой режим морских пространств регламентирован Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года. В научной литературе и политической публицистике за Конвенцией ООН закрепился статус своеобразной «Конституции морей».

Над Конвенцией международное морское сообщество работало целых 9 лет,  и она смогла решить целый комплекс проблем, таких как ширина территориального моря, понятие исторического залива, исключительной экономической зоны и др. Ведь многие государства претендовали на ширину территориального моря более 12 миль. Например, Никарагуа, Панама, Перу, Уругвай, Сомали и целый ряд других государстве хотели бы иметь территориальную зону шириной в 200 миль. Конвенция ООН по морскому праву признала природоресурсные амбиции большинства государств путем введения института 200-мильной исключительной экономической зоны. К сожалению, США – одна из немногих стран, которая не ратифицировала этот важнейший международный документ. Этот факт ставит США «несколько особняком» по отношению к другим государствам, которые признают этот документ. США, вероятно,  полагают, даёт им право по своему трактовать правовой режим территориальных вод.

Петр Осичанский напомнил, что залив Петра Великого, также как и Пенжинская губа, является  историческим заливом, на него распространяется суверенитет прибрежного государства (в данном случае – Российской Федерации)   на протяжении длительного времени:  «Статус исторического залива имеет важное экономическое, оборонное и стратегическое значение, поэтому никто не имеет права претендовать на него и что-то заявлять по этому поводу».  

Что касается 12-мильной зоны, по поводу которой ведутся ожесточенные споры во всевозможных телевизионных шоу, то в  Конвенции ООН по морскому праву 1982 года она определена как территориальное море, и находится под суверенитетом прибрежного государства. Этот суверенитет ограничивается лишь правом мирного прохода. Правила мирного прохода – это правила, изложенные в национальных законах прибрежного государства, относящиеся к мирному проходу. 

В России режим территориального моря регламентирован федеральными законами «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» 1998 года и «О Государственной границе Российской Федерации» 1993 года. Любое государство может воспользоваться правом мирного прохода, но об этом заблаговременно следует известить прибрежное государство. Под мирным проходом понимается плавание через территориальное море с целью пересечь его, не заходя во внутренние воды. При  этом не должны нарушаться мир, добрый порядок и безопасность прибрежного государства. Правом мирного прохода могут пользоваться и военные корабли, и подводные лодки», – пояснил Петр Осичанский.

Он считает, что США не удастся оспорить исторический статус залива Петра Великого, и претензии американцев непонятны. «В России всего два исторических залива и оба они на Дальнем Востоке. Поэтому на залив Петра Великого у США нет никаких прав. Их поведение – это грубейшее нарушение Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, за такое поведение надо наказывать», – уверен Петр Осичанский.

↑ 

Наверх