РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Моряки, как известно, люди ироничные и творческие, поэтому время от времени на судах появляются арт-объекты, призванные скрасить суровые рабочие будни. Строгость производственной среды составляет удивительный контраст с морскими пейзажами и изображениями различной живности не только на холстах, но даже и на переборках.
Солнечный мир кока Хачатуряна
Вараздат Хачатурян, повар «СКФ Сахалин», всерьез занимается живописью. В каждый рейс он обязательно берет с собой все необходимое для рисования, делает наброски колоритных мест, а дома дорабатывает картину.
Профессиональные художники определяют направление творчества Хачатуряна как «наивное» искусство, в этом же жанре работал и Ван Гог, к примеру. Вараздат открыл для себя мир живописи всего четыре года назад, и – удивительная метаморфоза – сразу стал художником. На его персональных выставках смотрят в мир животные, манят яркими красками цветы, открываются взгляду пейзажи, написанные в Черногории, Мексике, Италии, Марокко, Испании. За те три десятка лет, что автор бороздит океаны, впечатлений накопилось море.
Сначала был карандаш, рисунок. Возникло желание выразить свои чувства, мысли, отношение к миру, который нас окружает. А живописью он занялся в 2007 году, когда пришел в народную изостудию. Студия дала ему смелость, открыла второе дыхание и свободу экспериментировать с красками.
– В чем секрет «солнечности» ваших работ?
– Нужно взять немного лимонного кадмия и золотой охры.
Краски смешать, но не разводить в железной посуде.
– Вы сейчас говорите, как будто даете рецепт блюда.
– В этом нет ничего удивительного. Настоящий повар в душе всегда художник. Блюдо должно быть не только вкусным, полезным, но и глаз радовать, и душу. Все просто, как в жизни и искусстве.
Моторист Смирнов ходит в море за вдохновением
А вот еще один пример: моторист судна «СКФ Арктик» Феликс Смирнов пишет невероятные картины.
Море пришло в жизнь Феликса Смирнова раньше, чем холсты и краски. В 80-е он, профессиональный токарь, служил на Северном флоте в судоремонтном батальоне, потом работал мотористом на торговых судах разных типов. А в последние десять лет у Феликса Эдуардовича возникла потребность выражать накопленные эмоции с помощью изобразительного искусства. За годы странствий по миру их накопилось немало.
Сначала в ход пошли судовые двухкомпонентные краски. Позже на старых штурманских картах он выполнил серию графических работ. Подручные материалы обладали необычной фактурой и позволили разработать уникальный стиль – узнаваемый почерк автора. Как жизнь моряка складывается из ярких впечатлений о дальних странах, так и работы художника из СКФ переносят нас то в Южную Америку, то в Северную Европу, то в Африку. Сейчас он работает над серией женских образов, олицетворяющих разные уголки мира.
К своему новому увлечению моторист Феликс Смирнов отнесся серьезно – на пятом десятке окончил санкт-петербургский Институт декоративно-прикладного искусства. И уже не поймешь: то ли моторист случайно увлекся творчеством, то ли художник в перерывах между персональными выставками ходит в рейсы.
Сегодня он экспериментирует с аэрографом и фотографирует океанские волны, находя в причудливых рисунках пены на поверхности абстрактные образы. «Многокилометровая толща воды обладает бешеной энергетикой, которую я пытаюсь зафиксировать», – говорит художник.
Товарищи по экипажу первыми оценивают новые работы Смирнова. А в конце контракта он обычно устраивает для них выставку прямо на судне. «Зачем? Наверное, люди со схожим жизненным опытом острее чувствуют и быстрее считывают те эмоциональные послания, которые автор зашифровывает в своих произведениях», – говорит он.
Пальмы не прошли
Этим летом на арктическом челночном танкере «Михаил Ульянов» появилась… платформа «Приразломная». Изображение льдов, платформы и подходящего к ней танкера украшает помещение судового плавательного бассейна. Теперь вода в нем выглядит ещё более бодрящей!
Идейный вдохновитель проекта, капитан Юрий Гнипель, объяснил выбор в пользу производственной тематики так:
– Сначала идея была выбрать какой-то «расслабляющий» сюжет: пальмы и песчаный пляж. Ведь бассейн – место, где экипаж отдыхает и восстанавливает силы после вахты. А потом мы передумали. Вся наша жизнь сосредоточена на этом танкере, в этих льдах. Мы считаем свою работу полезной и гордимся ею. А потом, так приятно плавать в бассейне и думать, что кто-то сейчас на вахте… Шутка!
Сказано – сделано. Довольно быстро нашёлся и исполнитель, не чуждый морю. Известный в Мурманске художник Илья Байдак, ещё будучи студентом МГТУ, три года ходил на научных судах в Карское море на практику. Изучал физические процессы нефтегазового производства, но увлечение живописью победило. А пока художник расписывал переборки арктического челнока на рейде Кольского залива, все члены команды под тем или иным предлогом ежедневно заглядывали в бассейн – интересовались, как продвигается дело.
По материалам «Вестника СКФ» и «Профсоюзной морской газеты»
Наверх