РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Михаил Клюшников —
первый моряк в своей семье. Окончив школу с золотой медалью, а судоводительский
факультет Государственного морского
университета имени адмирала Ушакова — с
красным диплом, он решил стать старпомом еще до 30 лет, а капитаном – не
позднее, чем через пять лет. И эту
программу достойно выполнил! Сейчас он работает капитаном-наставником
(тренинг-офицером) в «Columbia Shipmanagement
(Novorossiysk)», а на
такие должности в компании выбирают только лучших.
Уже во время преддипломной практики магия флотской жизни поразила Михаила Клюшникова. Вот ты живешь в одном мире, а через несколько дней, а порой и часов (если со сменой экипажа летишь самолетом), телепортируешься в другой. Там же, на практике он получил самые важные уроки морской профессии. На совкомфлотовском танкере «Пресня» зеленого кадета взял под свою опеку второй помощник капитана Роман Украинский.
— Благодаря ему я понял, что на флоте прежде всего важны надежность и доверие, — рассказывает Михаил. — Этому способствуют общая работа и задушевные разговоры, которые нет-нет, да случаются во время вахты. Порой за пару месяцев узнаешь человека лучше, чем соседа, с которым на одной лестничной площадке десять лет прожил. Но чем выше должность, тем чаще приходится держать дистанцию. Ведь нужно быть уверенным, что твоя команда всегда будет исполнена и этому не помешают личные отношения. Так что умение видеть границу там, где заканчивается дружба и начинаются дисциплинарные отношения, — важнейший навык офицера.
Свою карьеру на флоте Михаил Алексеевич начал в должности третьего помощника капитана на судне «Лиговский проспект». Четыре контракта судно развозило нефть из Приморска по всей северной Европе. А Балтика и Северное море — лучшие школы навигации. Но однажды «Лиговский проспект» каким-то чудом выпал из привычного ареала обитания и отправился в Бильбао.
— Когда судно оказалось в Бискайском заливе, — вспоминает Михаил Алексеевич, — на радаре не отбивалось ни одной точки, и я подумал, что он сломался – настолько странно было видеть пустой экран прибора.
При таком плотном трафике, как на Балтике, у штурмана вырабатывается самый главный навык – просчитывать ситуацию на несколько ходов вперед. Причем и за других участников движения тоже.
— Как-то раз мы проходили пролив Скагеррак, соединяющий Балтийское и Северное моря. Мели, рыбаки, интенсивное движение – в общем, сплошные испытания для штурмана. Навстречу идет балкер. По Правилам предупреждения столкновений судов в море (МППСС) мы оба должны отвернуть. Я свое расхождение выполнил, а он нет. Когда я спросил по рации, почему экипаж не следует международным правилам, вахтенный офицер с балкера на ломаном английском мне ответил: «Мой капитан проложил мне курс, и я в точности ему следую». Непробиваемая логика, правда? Хорошо, что к тому моменту я уже был научен опытом и рассчитал расхождение за нас обоих.
Здесь же, на «Лиговском проспекте», Михаил Клюшников встретил человека, который оказал наибольшее влияние на формирование его капитанского стиля. Капитан Юрий Дергунов к своему экипажу относился, как хрестоматийный генерал царской армии к своим солдатам — по-отечески. Образ усиливал приятный классический баритон, которым Юрий Викторович отдавал приказы.
— Ему достаточно было всего лишь на полтона повысить голос, как все вокруг утраивали свои усилия, — вспоминает Михаил. – Но при этом его приказы всегда были взвешенными и точными. Именно у него я научился тому, что задачи надо ставить по человеку, а не по должности.
Уже старпомом Михаил Алексеевич свою карьеру продолжил в компании «Columbia Shipmanagement».
— Мне очень нравится атмосфера, которая царит в новороссийском офисе «Колумбии» и на судах компании, — рассказывает он. – Дело прежде всего – таков стиль управления. И все рабочие процессы нацелены на то, чтобы решать проблемы и предотвращать их появление в будущем.
Старпом всегда — без пяти минут капитан. Его обязанности и задачи видны четко, приходит и понимание, что именно капитан несет ответственность как перед береговым офисом, так и перед экипажем.
— Хороший мастер-класс мне преподал в свое время капитан Илья Валентинович Гопта, с которым мы вместе работали на танкере «Altai», — вспоминает Клюшников. – Он меня учил: «Бывает так, что хочешь дать резкий ответ береговому офису. Напиши его, но отложи, не отправляй сразу. Остынь, вернись через пару часов и перечитай. Если считаешь, что такой ответ поможет решить проблему, тогда отсылай».
Такой совет многим пригодился бы в жизни. Но, как ни странно, лучше всего к работе в должности капитана Михаила Алексеевича подготовила работа на берегу, в кипрском офисе «Columbia Shipmanagement Ltd», где в 2015 году он трудился несколько месяцев.
— Так приходит понимание, что за абстрактными номерами телефонов и адресами электронной почты стоят живые люди, с которыми ты ведешь деловую переписку на судне, – рассказывает Клюшников. – Но самое главное — ты начинаешь лучше разбираться в том, как устроен судоходный бизнес. Парадокс, но на берегу в него погружаешься глубже.
К тридцати пяти годам Михаил Клюшников достиг цели, поставленной после академии — он стал капитаном танкера «Bareilly». Но к тому времени появились уже и новые идеи.
— Я обратил внимание на одну вещь: с кадетами работать порой легче, чем с офицерами, у которых есть опыт работы в других компаниях, — рассказывает он. – Это как в боксе: легче с самого начала поставить человеку правильный удар, чем потом его переучивать. С молодыми офицерами точно так же.
Уже больше года Михаил Алексеевич является капитаном-наставником в новороссийском офисе «Columbia Shipmanagement». Получается, что его новая должность вполне совпадает с потребностью делиться мастерством и «ставить удар» молодым. Среди его обязанностей многочисленные собеседования, а если нужно, то и тренинги с соискателями на офицерские должности. В том числе работает он и с теми, кто приходит по корпоративной кадетской программе, которой «Columbia» по праву гордится.
Любой наставник, педагог, должен уметь увлекать. У Клюшникова нет проблем с самыми яркими примерами из жизни флота: на каждый пункт «Правил предупреждения столкновений судов в море» у него найдется десяток случаев, когда-то превращавших рутинный рейс в настоящий блокбастер. Это как раз то, что нужно, чтобы «поставить удар» молодым офицерам.
По материалам «Профсоюзной морской газеты»
Наверх