21.11.2018

Компьютеризация судов – новый источник опасности?

Дальнейшая автоматизация навигации и процесса принятия решений на судах может привести к увеличению числа аварий  – считает главный инспектор Отдела по расследованию морских аварий в Великобритании (MAIB) Эндрю Молл.

По его мнению, дальнейшее внедрение информационных технологий сведет обязанности моряков  к наблюдению за правильной работой систем. Это может привести к тому, что уставшие члены экипажа расслабятся, не обратят внимания на проблемы с навигацией и не поставят под вопрос информацию компьютера. Моряки будут больше полагаться на технологии и окажутся неподготовленными, когда придет беда. «Люди – не лучшие наблюдатели. Необходимы системы тревоги и предупреждений, иначе члены экипажа  забудут о контроле», – сказал Эндрю Молл.

Наблюдение за работой полуавтономных систем в длительных переходах через океан приведет к тому, что работа моряков станет монотонной, лишенной смысла и цели; послужит причиной невнимательности, усталости, психического истощения, неспособности сосредоточиться и ориентироваться в ситуации. Тем временем, усталость – одна из главных причин морских инцидентов наряду с потерей ситуационной осведомленности и выхода судового оборудования из строя.

Одной из серьезных опасностей Эндрю Молл считает то, что принимать решения теперь будут не моряки на борту, а люди на берегу, получающие информацию от действующих в автоматическом режиме судовых систем, а не от членов экипажа.

Вторая угроза – слишком большое доверие к компьютерным навигационным системам, таким как ЭКНИС (Электронная картографическая навигационно-информационная система). В настоящее время MAIB изучает, какое влияние это оказывает на моряков, наряду с тем, как увеличившееся число дисплеев на мостике отражается на работе судоводителей.

Дон Кокрилл, генеральный секретарь Ассоциации лоцманов Великобритании, также предупредил об опасности использования продвинутых автопилотов и систем предварительного планирования маршрутов. По его мнению, передоверив свою работу компьютерам на мостике, моряки потеряют контроль над тем, что происходит вокруг, и не смогут принять быстрое решение в экстренной ситуации.

Евгений Хижняк, главный технический инспектор труда Российского профессионального союза моряков считает, что к мнению компетентных британских специалистов стоит прислушаться. «Перенасыщение судов компьютерным оборудованием действительно может привести к росту числа морских инцидентов. Это очень расслабляет моряков. Однако полностью отказаться от автоматизации нельзя, можно только надеяться, что моряки смогут приучить себя быть бдительными», –  заметил он.

По материалам marinemec.com

↑ 

Наверх