21.11.2018

ДВРО РПСМ: поправки к КТМС не работают

Около двух лет назад – в январе 2017 года – вступили в силу поправки к Сводной конвенции о труде в морском судоходстве 2006 года (КТМС), защищающие права брошенных моряков. Они предписывают судовладельцам иметь на каждом судне два страховых Свидетельства, предусматривающие финансовые гарантии перед моряками. Один документ подтверждает денежное покрытие в отношении невыплаченной заработной платы, но не более четырех месяцев, и расходов по репатриации, другой – выплату компенсации в результате длительной нетрудоспособности или смерти. Оба Свидетельства должны находиться на судне на видном месте или быть предъявлены капитаном по первой просьбе члена экипажа.

Все это время инспекторы труда Дальневосточной региональной организации Российского профсоюза моряков (ДВРО РПСМ) проверяют наличие требуемых страховых Свидетельств на судах, где работают россияне, и главное – выполнение обязательств при наступлении страхового случая. Так, за 2017-2018 гг. они посетили 155 судов в портах Находка, Восточный и Козьмино, на 53 из них в составе экипажей работали российские моряки. Профсоюзные инспекции показали, что на каждом проверенном судне есть страховые Свидетельства, как того требуют поправки к КТМС. Однако, судя по практике, выплаты при наступлении рисков страховые компании не производят. 

В ходе проверок ДВРО РПСМ составила список компаний, которые страхуют ответственность работодателя на судах, где работают россияне, и количество судов, застрахованных в них. В него вошли: «Ингосстрах», Москва – 21 судно, «Согласие», Москва – 5 судов, «Navigaters P&I», Лондон – 5 судов, «Maritime Mutual», Новая Зеландия – 3 судна, «Hydor Norway», Осло – 3 судна, «Росгосстрах», «Пари», «АМТ Страхование», Москва – по 2 судна, «American club», Нью-Йорк – 2 судна, «СОГАЗ», «АБСОЛЮТ», «АЛЬФА», Москва –  по 1 судну,  «London P&I», Антверпен – 1 судно, «Japan P&I», Токио – 1 судно, «RAETS MARINE», Роттердам – 1 судно, «UK P&I», Лондон – 1 судно, «Hanseatic», Гамбург – 1 судно.

Страховщик «Navigators P&I», который выступил гарантом компании «Inderton», владеющий т/х «Iman», «Samarga», «Amgu» (флаг Того), – пример того, что происходит, когда судовладелец не платит морякам.

«Inderton» внесена в список проблемных компаний Российского профсоюза моряков на основании жалоб работников на систематическую невыплату денег. Вопросы по погашению долгов на этих судах решались путем арестов судов и проведения забастовок моряков.

«Неизвестно, какова роль компании «Navigators P&I», – говорит председатель ДВРО РПСМ Николай Суханов. – Данный страховщик не обеспечивает морякам финансовых гарантий судовладельца. В связи со сложившейся ситуацией ДВРО РПСМ намерена обратиться в соответствующие органы для того, чтобы судовладелец «Inderton» обеспечил действительную финансовую защиту морякам. Кроме того, мы намерены проверить законность страхования в «Navigators P&I» и уточнить, почему компания не выплачивает денежное возмещение морякам, когда страховой случай наступил».

Не меньше сомнений по поводу работы страховой компании «Hanseatic Underwriter». В ней судовладелец «M&K Ocean International Co Ltd» застраховал ответственность перед членами экипажа судна «Sea Alexa» (флаг Танзания). Несмотря на это, долги перед работниками не выплачены. «Неоднократно российский суд выносил решения в пользу моряков и обязывал работодателя выплатить долги, при этом страховая компания оставалась в стороне», – продолжает лидер ДВРО РПСМ.

Последний случай связан со страховой компанией «Согласие», которая вообще отказала в возмещении заработной платы капитану судна «Smile». Долг составляет $3700. По этому делу ДВРО РПСМ готовит иск в суд. «Для нас очень важен этот процесс: многие моряки – члены РПСМ работают на судах, застрахованных в компании «Согласие»,  — сказал председатель ДВРО РПСМ Николай Суханов.

Дальневосточная региональная организация Российского профсоюза моряков считает, что требования к судовладельцам в вопросах страхования гарантий перед моряками в случае банкротства компаний и накопления долгов по зарплате должны быть пересмотрены, поскольку теперь проблема перешла в поле страхования. Именно на этапе наступления страхового случая выясняется, что поправки к Сводной конвенции о труде в морском судоходстве 2006 года не работают.             

Учитывая серьезность ситуации, РПСМ рекомендует морякам перед подписанием контракта о найме внимательно изучить условия документа особенно в части страхования, а лучше – обратиться в профсоюз, специалисты которого знают о круинговых и судоходных компаниях абсолютно все.

Как показывает практика, на сегодняшний день лучшим и надежным гарантом достойной занятости остается коллективный договор Международной федерации транспортников.

↑ 

Наверх