Судоходная компания «Norden» протестировала робота,
запрограммированного на очистку грузовых трюмов от остатков навалочного груза.
Его создание и успешное испытание позволят минимизировать ряд рисков, связанных
с удалением остатков груза и работой моряков.
Очистка грузового трюма является одной из сложнейших
операций на навалочном судне. Как известно, сегодня балкер может перевозить
уголь, а завтра – бобовые или минеральные удобрения. Соответственно, перед
очередной загрузкой трюм должен быть тщательно очищен, а если необходимо, промыт
и подготовлен для транспортировки другого типа груза таким образом, чтобы его качество
не пострадало.
Процесс очистки отсека человеком считается трудоемким, а
иногда и опасным, поскольку требует навыка работы с чистящими химическими
средствами на высоте в неудобном положении. Порой морякам приходится до четырех
раз промывать трюм, чтобы подготовить его к следующей загрузке: сперва забортной
морской водой, далее химическим раствором, еще раз забортной водой и только
после – пресной.
Предварительные результаты тестирования робота оказались
положительными. Он легко достиг мест, к которым затруднен доступ, и в целом
справился с задачей по очистке трюма. С помощью робота трудоемкую процедуру
можно сократить до одного смыва пресной водой, поскольку он работает ближе к
очищаемой поверхности и оснащен струей высокого давления. Управление роботом происходит дистанционно.
На сегодняшний день это одно из немногих профессиональных
предложений на рынке, позволяющее справиться с работой быстрее и безопаснее.
Кроме того, робот поможет сократить задержки, связанные с процессом очистки
трюма, и минимизирует коммерческие споры по качеству груза. Ожидается, что
«умная машина» будет готова к работе на судах компании «Norden» в самое
ближайшее время.
По мнению главного технического инспектора труда Российского
профсоюза моряков (РПСМ) Евгения Хижняка, внедрение роботов по зачистке от
остатков груза трюмов и грузовых танков позволит, помимо снижения
эксплуатационных расходов, значительно сократить количество производственных
травм с членами экипажей, а также предотвратить загрязнение окружающей среды. «За
данного типа роботами большое будущее», – уверен Е. Хижняк.