13.11.2018

Шолпан Аралова: «По суше не успевала скучать»

Всем известно, что веками в экипажах морских судов не было места девушкам. Считалось, что женщина на корабле – к беде. Современное поколение ломает стереотипы: Шолпан Аралова из Казахстана выбрала профессию судоводителя, успешно прошла полугодовую практику на танкере и трудоустроилась в судоходную компанию.

Шолпан Аралова училась в Казахстанской морской академии при Казахстанско-Британском техническом университете (КБТУ) на судоводителя. Для прохождения плавательной практики учебное заведение направило ее в национальную судоходную компанию «Казмортрансфлот». Девушке посчастливилось попасть на танкер «Актобе»: работая на судне, Шолпан Аралова побывала в портах Туркменистана, Азербайджана и России. В окружении моряков-мужчин и двух курсанток она провела шесть месяцев.

«Мне повезло, что первый месяц танкер «Актобе» стоял в доке в Астрахани, и я узнала, как проводятся ремонт судна и инспекции. За это время привыкла к судну», – вспоминает Шолпан.

Во время практики она стояла вахту с третьим штурманом. Они выполняли корректировку карт и работу, связанную с документацией. Затем продолжала вахту со старшим помощником капитана и боцманом. «Со старпомом контролировали грузовые операции, помогала боцману на палубе. Всегда наблюдала, какие работы проводят на судне, как делают замеры, как проводят определенные тесты. На капитанском мостике проходили встречи, в которых я тоже участвовала вместе с капитаном, старшим помощником и старшим механиком. Каждый раз мы обсуждали план действий перед определенной операцией», – рассказывает девушка.

Ее самое яркое впечатление от первого рейса – шторм.

«Это случилось в конце октября, когда мы шли к Туркменистану. Было страшно. Я не знала, что на Каспии такое бывает. Это был мой первый шторм. Моряки в такой ситуации следуют чек-листу, то есть специальной инструкции о действиях при шторме», – уточняет она.

Вместе с Шолпан Араловой практику проходили еще две девушки – инженер и повар. Она сказала, что к ним члены экипажа относились с радушием и охотно делились знаниями.

«На каждом судне вырабатывается свой уклад, стиль общения. На танкере «Актобе» царила дружественная атмосфера. Как девушке мне было легко. Время шло быстро и интересно: по суше не успевала скучать», – признается Шолпан.

После прохождения практики она твердо решила связать свою жизнь с работой на флоте. Сейчас Шолпан работает на многофункциональном судне «Барыс» для перевозки модулей той же самой компании «Казмортрансфлот».

«Моя первая практика дала мне базу и представление о работе в море. Я узнала, что из себя представляет профессия моряка, и как работает национальная компания», – говорит Шолпан Аралова.

Российский профсоюз моряков (РПСМ) отмечает, что судоходной индустрии предстоит еще долгий путь к гендерному равенству. Каждый день по всему миру 2% девушек от общего числа моряков вносят вклад в преодоление стигмы, что женщина на корабле – к беде. Для борьбы с неравенством, которое проявляется в разнице оплаты труда среди мужчин и женщин и при соискании рабочего места, необходимы совместные действия общественности и профсоюзов, направленные на изменение поведения и отношения к существующим проблемам. Судовладельцы, в свою очередь, должны создавать все необходимые условия для комфортной работы. Только в этом случае отрасль сможет сдвинуться с мертвой точки и уйти от стереотипов, – уверены в Российском профсоюзе моряков. 

По материалам nur.kz

↑ 

Наверх