РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Всем известно, что веками в экипажах морских судов не было
места девушкам. Считалось, что женщина на корабле – к беде. Современное
поколение ломает стереотипы: Шолпан Аралова из Казахстана выбрала профессию
судоводителя, успешно прошла полугодовую практику на танкере и трудоустроилась
в судоходную компанию.
Шолпан Аралова училась в Казахстанской морской академии при Казахстанско-Британском
техническом университете (КБТУ) на судоводителя. Для прохождения плавательной
практики учебное заведение направило ее в национальную судоходную компанию
«Казмортрансфлот». Девушке посчастливилось попасть на танкер «Актобе»: работая
на судне, Шолпан Аралова побывала в портах Туркменистана, Азербайджана и России.
В окружении моряков-мужчин и двух курсанток она провела шесть месяцев.
«Мне повезло, что первый месяц танкер «Актобе» стоял в доке
в Астрахани, и я узнала, как проводятся ремонт судна и инспекции. За это время
привыкла к судну», – вспоминает Шолпан.
Во время практики она стояла вахту с третьим штурманом. Они
выполняли корректировку карт и работу, связанную с документацией. Затем
продолжала вахту со старшим помощником капитана и боцманом. «Со старпомом
контролировали грузовые операции, помогала боцману на палубе. Всегда наблюдала,
какие работы проводят на судне, как делают замеры, как проводят определенные
тесты. На капитанском мостике проходили встречи, в которых я тоже участвовала
вместе с капитаном, старшим помощником и старшим механиком. Каждый раз мы обсуждали
план действий перед определенной операцией», – рассказывает девушка.
Ее самое яркое впечатление от первого рейса – шторм.
«Это случилось в конце октября, когда мы шли к Туркменистану.
Было страшно. Я не знала, что на Каспии такое бывает. Это был мой первый шторм.
Моряки в такой ситуации следуют чек-листу, то есть специальной инструкции о
действиях при шторме», – уточняет она.
Вместе с Шолпан Араловой практику проходили еще две девушки
– инженер и повар. Она сказала, что к ним члены экипажа относились с радушием и
охотно делились знаниями.
«На каждом судне вырабатывается свой уклад, стиль общения.
На танкере «Актобе» царила дружественная атмосфера. Как девушке мне было легко.
Время шло быстро и интересно: по суше не успевала скучать», – признается
Шолпан.
После прохождения практики она твердо решила связать свою
жизнь с работой на флоте. Сейчас Шолпан работает на многофункциональном судне
«Барыс» для перевозки модулей той же самой компании «Казмортрансфлот».
«Моя первая практика дала мне базу и представление о работе
в море. Я узнала, что из себя представляет профессия моряка, и как работает
национальная компания», – говорит Шолпан Аралова.
Российский профсоюз моряков (РПСМ) отмечает, что судоходной индустрии предстоит еще долгий путь к гендерному равенству. Каждый день по всему миру 2% девушек от общего числа моряков вносят вклад в преодоление стигмы, что женщина на корабле – к беде. Для борьбы с неравенством, которое проявляется в разнице оплаты труда среди мужчин и женщин и при соискании рабочего места, необходимы совместные действия общественности и профсоюзов, направленные на изменение поведения и отношения к существующим проблемам. Судовладельцы, в свою очередь, должны создавать все необходимые условия для комфортной работы. Только в этом случае отрасль сможет сдвинуться с мертвой точки и уйти от стереотипов, – уверены в Российском профсоюзе моряков.
Наверх