РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Международная федерация транспортников выпустила многолетнее
исследование, посвященное каботажному праву. Доклад, порученный Seafarers’
Rights International (SRI)
– первое независимое исследование этих законов с 1992 года.
Каботаж – это плавание коммерческого грузового или
пассажирского судна между морскими портами одного и того же государства. В масштабном
100-страничном исследовании приводится анализ законов 91 страны из 140
изученных. Это составляет 80% всех государств, входящих в ООН и имеющих выход в
море. Во всех этих странах существуют законы, так или иначе ограничивающие
права иностранных государств о внутренних водах. В исследовании подчеркивается,
что законы не идентичны, но существуют в большинстве государств вне зависимости
от экономической, политической и правовой системы.
Цель таких законов – защитить деятельность местных
судоходных компаний, удержать опытных моряков от трудоустройства на иностранные
суда, сохранить и развить собственные знания и технологии. В качестве примера
для подражания исследователи приводят американский Акт Джонса, принятый в 1920
году и функционирующий по сей день. Согласно этому закону, товары из одного
американского порта в другой могут перевозиться только на судах, построенных в
Америке, идущих под американским флагом, принадлежащих американскому
судовладельцу и с американцами в экипаже.
Дейрдре Фитцпатрик, исполнительный директор SRI так объяснил цели,
которые стояли перед специалистами в ходе исследования. «Для многих людей
каботаж и каботажное право – темный лес. И это неудивительно, ведь практически
нет опубликованных исследований на данную тему. Это был сложный проект, в
котором нам приходилось преодолевать языковые и культурные барьеры. Но предмет
изучения очень важен. Особенно это исследование было бы полезно для политиков».
«Без сильных законов в этой сфере местным работникам
приходится соревноваться с дешевой и
эксплуатируемой рабочей силой, работать под удобным флагом, где владельцы судов
часто не доплачивают морякам и пренебрегают существующими правилами
безопасности», – заявил Джеймс Гивен,
председатель МФТ, занимающийся вопросами каботажа.
С самим исследованием, носящим название «Cabotage Laws of
the World», можно ознакомиться здесь.
В нем сделана попытка описать происходящие в праве процессы доступным языком.
Российский профессиональный союз моряков (РПСМ) в свою
очередь считает такое исследование очень своевременным и необходимым, поскольку
это дает представление о том, как защищают рынок труда в других странах. Так
РПСМ давно говорит о том, что в России нет достаточно сильных законов,
защищающих права наших моряков и дающих им первостепенное право на работу в
своем государстве. В Минтрансе хотят отменить разрешительный порядок найма иностранной
рабочей силы на суда. Это приведет к общему ухудшению положения российских
моряков, снижению уровня зарплат, незаинтересованности работодателя в улучшении
условий жизни работников. В РПСМ
убеждены: в российской экономической зоне первоочередное право на рабочие места
должны иметь российские моряки, и экипаж российских судов не менее, чем на 80%
должен состоять из граждан страны.
Наверх