12.11.2018

МФТ поддерживает каботажное право

Международная федерация транспортников выпустила многолетнее исследование, посвященное каботажному праву. Доклад, порученный Seafarers’ Rights International (SRI) – первое независимое исследование этих законов с 1992 года.

Каботаж – это плавание коммерческого грузового или пассажирского судна между морскими портами одного и того же государства. В масштабном 100-страничном исследовании приводится анализ законов 91 страны из 140 изученных. Это составляет 80% всех государств, входящих в ООН и имеющих выход в море. Во всех этих странах существуют законы, так или иначе ограничивающие права иностранных государств о внутренних водах. В исследовании подчеркивается, что законы не идентичны, но существуют в большинстве государств вне зависимости от экономической, политической и правовой системы.

Цель таких законов – защитить деятельность местных судоходных компаний, удержать опытных моряков от трудоустройства на иностранные суда, сохранить и развить собственные знания и технологии. В качестве примера для подражания исследователи приводят американский Акт Джонса, принятый в 1920 году и функционирующий по сей день. Согласно этому закону, товары из одного американского порта в другой могут перевозиться только на судах, построенных в Америке, идущих под американским флагом, принадлежащих американскому судовладельцу и с американцами в экипаже.

Дейрдре Фитцпатрик, исполнительный директор SRI так объяснил цели, которые стояли перед специалистами в ходе исследования. «Для многих людей каботаж и каботажное право – темный лес. И это неудивительно, ведь практически нет опубликованных исследований на данную тему. Это был сложный проект, в котором нам приходилось преодолевать языковые и культурные барьеры. Но предмет изучения очень важен. Особенно это исследование было бы полезно для политиков».

«Без сильных законов в этой сфере местным работникам приходится соревноваться  с дешевой и эксплуатируемой рабочей силой, работать под удобным флагом, где владельцы судов часто не доплачивают морякам и пренебрегают существующими правилами безопасности», –  заявил Джеймс Гивен, председатель МФТ, занимающийся вопросами каботажа.

С самим исследованием, носящим название «Cabotage Laws of the World», можно ознакомиться здесь. В нем сделана попытка описать происходящие в праве процессы доступным языком.

Российский профессиональный союз моряков (РПСМ) в свою очередь считает такое исследование очень своевременным и необходимым, поскольку это дает представление о том, как защищают рынок труда в других странах. Так РПСМ давно говорит о том, что в России нет достаточно сильных законов, защищающих права наших моряков и дающих им первостепенное право на работу в своем государстве. В Минтрансе хотят отменить разрешительный порядок найма иностранной рабочей силы на суда. Это приведет к общему ухудшению положения российских моряков, снижению уровня зарплат, незаинтересованности работодателя в улучшении условий жизни работников.  В РПСМ убеждены: в российской экономической зоне первоочередное право на рабочие места должны иметь российские моряки, и экипаж российских судов не менее, чем на 80% должен состоять из граждан страны.  


↑ 

Наверх