09.11.2018

Революционеры в косынках, или о чем должен помнить каждый рыбак

«Революционеры в косынках» – обычные женщины, которые совершили настоящий подвиг, навсегда изменив правила безопасности труда в рыболовстве.

50 лет назад, в 1968 году неподалеку от берегов Великобритании почти одновременно произошло несколько морских катастроф: затонули три рыболовных траулера. Они унесли жизни 60 рыбаков. Все погибшие были из английского города Гулль.

Судно «St. Romanus» (экипаж 20 человек) перестало выходить на связь с 10 января. Позднее, 13 января, моряки другого теплохода нашли спасательный плот с пропавшего судна. Поиски команды велись вплоть до 30 января. После этого компания объявила семьям моряков, что уже нет ни малейшей надежды на то, что кто-то из членов экипажа выжил. Известно, что 11 января одно из работавших в том районе судов получило сигнал «Mayday», предположительно, от судна «St. Romanus».

Траулер «Kingston Peridot» (экипаж 20 человек) также вышел из Гулля 10 января. 26 января судно рыбачило в районе северо-востока Ирландии. Известно, что на другой теплоход, работавший в этом же районе, по радио поступило сообщение, что на «Kingston Peridot» серьезные проблемы с обледенением, и рыбаки просят помощи. К сожалению, это было последнее послание от экипажа. 30 января в Гулль пришли трагические известия.

Судно «Ross Cleveland» (экипаж 20 человек) отправился в последний рейс 20 января, еще до того, как стало известно о пропаже первого траулера. Начало февраля стало роковым для судна и экипажа. Причиной катастрофы у северных берегов Ирландии оказались беспощадные ураган и шторм. Только один человек из экипажа выжил: по счастливой случайности его госпитализировали на берег еще 20 января. Последним сообщением с бедствующего траулера стали слова капитана Фила Грея: «Мы перевернулись. Мы перевернулись. Помогите нам. Передайте мою любовь и любовь членов команды нашим женам и семьям». 

После трагических событий несколько несчастных женщин, чьи мужья не вернулись с промысла, нашли в себе силы и объединились в общество «Революционеры в косынках». Движение возглавила вдова одного из рыбаков – работница рыбоперерабатывающей фабрики Лилиан Билокка, получившая в ходе кампании прозвище «Большая Лил» (Big Lil).

На призыв откликнулось множество сочувствующих и неравнодушных людей. В то время как Большая Лил стала женщиной-плакатом для кампании, другие жены, в том числе Ивонна Бленкинсоп, Мэри Деннесс и Кристин Смолбоун (позже Дженсен), сыграли важную роль в кампании за безопасные условия труда для рыбаков.

«Мы слышали много гадостей в свой адрес, и многие мужчины возмущались тем фактом, что женщины борются с их бизнесом, – рассказывала миссис Бленкинсоп. – Однажды вечером в ресторане, куда мы с мужем зашли поужинать после тяжелого дня кампании, ко мне подошел мужчина и ударил меня по лицу. Я была в шоке – просто стояла и плакала. Мой муж и друзья побежали за ним, но он уже скрылся. Но даже эта история не остановила меня: это только показало отношение некоторых мужчин к нашему делу». 

В итоге за три дня петицию, названную «Хартия рыбаков», с требованиями, запрещающими выход в море траулеров ненадлежащего технического состояния, а также нормирование часов работы моряков, подписало более 10 000 человек.

В Гулле рыбопромышленность – основной и градообразующий вид деятельности как среди местного населения, так и местных бизнесменов. Только условия работы рыбаков мало чем отличались от условий, которые были у рабов на галерах. Суда, на которых осуществлялся промысел, были настолько негодными, что могли затонуть и без шторма в любую секунду. Причиной риска являлись неэффективные технологии строительства данного типа судов: серьезно нарушалась остойчивость.

Более того, главной причиной массовых смертей становилось бессилие рыбаков. Рабочий день заканчивался ровно в тот момент, когда они падали с ног от переутомления. К сожалению, у многих просто не оставалось сил выбраться из каюты, доплыть до безопасного места или продержаться на плаву до прибытия помощи.

В тот момент, пока Большая Лил боролась с произволом, ее сын Эрни чуть не повторил судьбу отца. Судно, на котором он работал, тоже потерпело бедствие в шторм. Каким-то чудом все остались живы. Вернувшись домой, Эрни поделился своими мыслями: «Я думал, что мы утонем. У судна был сильный крен. Я уже и не надеялся, что мы вернемся. Я был настолько измучен и истощен работой, что долгими часами у меня просто не было сил даже встать с койки. Если бы траулер утонул, я бы так и остался там».

Кампания «Революционеры в косынках» стала одной из самых успешных гражданских акций Великобритании XX века. Результатом борьбы с привычной на тот момент ужасающей реальностью стали фундаментальные изменения в стандартах рыбодобывающего сектора как в Великобритании, так и во всем мире – все это благодаря обычным женщинам из небольшого городка, нашедшим в себе силы на этот подвиг.

«Теперь я с гордостью оглядываюсь назад и знаю, что моя семья гордится тем, чего я добилась, –  говорит миссис Бленкинсоп. – С принятием мер безопасности я представляю, как много жизней спасено на протяжении многих лет, и это заставляет меня чувствовать себя счастливой от того, что мы сделали».

Миссис Ивонна Бленкинсоп – последняя, кто еще жив из «Революционеров в косынках». Лилиан Билокка умерла в 1988 году в возрасте 59 лет. Кристины Смолбоун, как и Мери Деннесс также уже нет в живых.

Петр Дзендзелюк, руководитель юридического отдела Калининградской региональной организации Российского профсоюза моряков (КРО РПСМ) 

↑ 

Наверх