18.10.2018

Закрытое пространство: погибнуть в нем проще, чем уснуть

Воздух, которым мы дышим, включает ряд важных компонентов. Кислород, предельно важный для жизни человека, составляет около 20,9%. Примерно на 78% – это большая часть – воздух состоит из азота. Оставшийся 1% приходится на аргон (примерно 0,93%) и  диоксид углерода (около 0,04%). Казалось бы, ничего плохого не может случиться с этой атмосферой, но отсутствие ключевых компонентов или наличие токсичных веществ  способны мгновенно убить человека. На судах любого типа и размера место, где с наибольшей вероятностью можно надышаться небезопасным воздухом – закрытое пространство.

Согласно определению Международной морской организации, закрытое пространство – это пространство, для которого характерен один из следующих признаков: ограниченное по размеру отверстие для входа и выхода, отсутствие надлежащей вентиляции и не предназначенное для продолжительного пребывания работника помещение. Кроме того, оно включает, но не ограничено, грузовые трюмы, двойное дно, топливные цистерны, балластные танки, грузовые насосные и компрессорные отделения, коффердамы, цепные ящики, пустые пространства, туннельные кили, разделительные пространства, котлы, картеры двигателя, приемники, отстойные танки и смежно связанные пространства.

Признание опасности при входе в такое помещение – первый шаг к тому, чтобы не оказаться в чрезвычайной ситуации. Один-два глубоких вдоха воздуха, содержащего 700 частей на миллион (PPM) сероводорода, может вызвать мгновенную смерть. Если уровень кислорода упадет на 4-6%, то уже через 40 секунд человек впадет в кому и в течение трех минут – умрет. 

Один из последних нашумевших случаев произошел с инспектором страхового клуба «Gard P&I Club». Он был приглашен на судно для осмотра палубной баржи. Вместе с ним был суперинтендант. Приступив к работе в нижней части помещения, сюрвейер в скором времени почувствовал усталость и присел. Насколько он был близок к тому, чтобы стать частью статистики, стало ясно совсем скоро. Инспектор запомнил только то, что все произошло относительно быстро, но на самом деле операция по спасению продолжалась около получаса. Суперинтендант оперативно сориентировался в ситуации и нестандартно подошел к ее решению: он распылил в пустом отсеке содержимое кислородного цилиндра, тем самым предотвратив трагедию. 

Другой известный случай произошел в 2015 году: уровень кислорода в грузовом отсеке судна «Sally Ann C» (флаг Острова Мэн), который не вентилировался в течение трех дней, опустился с 20,9% до 4,5%. Старший помощник капитана и старший механик т/х «Sally Ann C» практически сразу потеряли сознание и погибли. Второму помощнику капитана «повезло»: он выжил, однако из-за долгого пребывания в условиях дефицита кислорода, его здоровью был нанесен непоправимый ущерб.

Не так давно суда под флагом Маршалловых Островов подтвердили факт инцидентов в замкнутых помещениях на танкере и балкере. В результате этих происшествий, случившихся в течение 24 часов каждый, три моряка погибли, еще двое потеряли сознание.

Все они могли бы избежать трагического финала, если бы использовали специальное оборудования для проверки атмосферы. Согласно требованиям Правила XI-1/7 СОЛАС, газоанализатор должен быть пригоден для измерения и отражения концентрации четырех газов: кислорода, воспламеняемых газов или паров (процент нижнего концентрационного предела), окиси углерода и сероводорода. Для большинства судов перечисленные газы или пары – источник самой серьезной опасности. Переносной инструмент для проверки атмосферы должен использоваться компетентным лицом. Таким образом, воздушная среда с недостаточной либо обогащенной концентрацией газов/паров представляет собой опасность.

Каковы рекомендации по безопасности:

– члены экипажа должны быть осведомлены об угрозах входа в замкнутое пространство;

– моряки должны различать такие помещения по типам;

– рядовой и командный состав могут входить в замкнутое пространство только в соответствие с установленным судовым менеджером порядком действий;

– самый надежный способ помочь коллеге внутри замкнутого помещения – незамедлительно поднять тревогу и организованно спасти человека.

Российский профсоюз моряков (РПСМ) отмечает, что на судах любых размеров всегда присутствует риск входа в закрытое или замкнутое пространство. Признание рисков играет предельно важное значение.

– Опасности закрытых помещений хорошо известны, как и правила работы в них, – говорит главный технический инспектор труда РПСМ Евгений Хижняк. – Перед тем, как войти в замкнутое пространство, необходимо тщательно проверить его. Если есть подозрения или заведомо известно, что атмосфера внутри небезопасна – входить следует только в том случае, если других практических способов выполнить необходимое задание нет, и только с использованием соответствующих средств защиты, спецодежды и спецобуви. Несоблюдение и непонимание простых процедур входа в закрытые помещения может привести к смерти или потере трудоспособности.

Источник: Maritime-executive

Перевод: ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх