15.10.2018

Первый загранрейс

Сегодня, 15 октября, в Петрозаводске собрались ветераны флота Беломорско-Онежского пароходства по случаю знаменательной даты: 55-летия первого заграничного рейса т/х «Беломорский-14», они вспоминали всех тех, кто были первыми в начале пути и проложили курсы карельским теплоходам по рекам и каналам, озерам и морям с экспортно-импортными грузами.

55 лет назад теплоход «Беломорский-14» выполнил первый в истории Беломорско-Онежского пароходства (БОП)  рейс в заграничном плавании. Это также был первый загранрейс судов класса «река-море» в истории Министерства речного флота.

Осенью 1963года совсем новый теплоход «Беломорский-14» уходил в первый заграничный рейс. Конечно, порт Котка – это совсем рядом. Ближе, чем Хельсинки, ближе, чем советский Таллинн. Но это особый рейс.

Достаточно ознакомиться с историческим приказом начальника Беломорско-Онежского пароходства В. Л. Успенского. Помполитом идет заместитель начальника пароходства А. Г. Мерескин, опытный судоводитель В. А. Басаргин – рулевым-мотористом. В составе экипажа и заместитель начальника службы грузовой и коммерческой работы пароходства В. В. Петкель.

В сентябре 1963 года Управление лесной и деревообрабатывающей промышленности Карельской АССР «Кареллеспром» обратилось в управление БОПа с просьбой перевезти 4,5 тысячи кубометров пиломатериалов из Пудожского и Керетского лесозаводов в финский порт Котка для фирмы «Энсо Гутцайт» АО «Нурминен». Министерство речного флота РСФСР рекомендовало пароходству направить в порт Котка грузовой теплоход «Беломорский-14». 15 октября 1963 года, после соответствующей подготовки, «Беломорский-14» с пакетированными пиломатериалами на борту вышел из Петрозаводска в Финляндию. В трюмах и палубном караване судно приняло на борт 760 тонн груза. Экипаж из 17 человек возглавлял капитан Юрий Андреевич Антонов.

Первый рейс длился две недели. А в период с 28 октября по 9 ноября 1963 года теплоход «Беломорский-14» совершил второй рейс Шала – Котка – Петрозаводск. Всего за два рейса было перевезено 1 530 тонн пиломатериалов.

В течение 1963-1968 годов «Беломорский-14» работал на линии Шала – Котка, она была для теплохода постоянной.

Год 2000-й. Теперь уже – далекое прошлое. Пароходство работало как акционерное общество. Возродилась бассейновая газета, теперь она называлась «Чистая вода». 31 мая в ней появилась заметка о капитане, кто в очень далеком 1963 году впервые в истории БОПа повел грузовой теплоход в заграничный рейс. О капитане, стоявшем на капитанском мостике «Беломорских», «Балтийских», «Сормовских», «Волго-Донов» в течение 40 лет : Юрий Андреевич Антонов– один из капитанов эпохи расцвета пароходства, свидетель неудач и исчезновения БОП как крупного международного морского перевозчика.

О капитане Антонове часто рассказывала газета «Водник Карелии». А 21 июня 1986 года солидную статью на своих страницах разместило центральное издание – газета  «Водный транспорт».

Непосредственными организаторами и участниками событий относящихся к началу заграничных перевозок 1963 года в БОПе были Васильев Е. О., Мерескин А. Г., Огибин И. А., Грунин А. В., Юдин Ю. Д., Нарин В. Н., Стрелков П. А. В числе первых капитанов загранплавания – Проккуев К. Г., Игошин С. А., Хотькин Л. Л., Сергеенков О. А., Клинов Н. П., Юшеев В. В., Лаврухин А. И., Булгаков С. П. Их десятки – специалистов высочайшего уровня, открывших эру освоения универсального флота «река-море» плавания , создавших школу мореплавания для новых поколений моряков и речников Карелии.

По материалам книги «Беломорско-Онежское пароходство, 1940-2007 годы, от него до дальних морей». Составители: Ю. П. Лежнев, В. Д. Мерта

↑ 

Наверх