РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Сегодня, 15 октября, в Петрозаводске собрались ветераны флота Беломорско-Онежского пароходства по случаю знаменательной даты: 55-летия первого заграничного рейса т/х «Беломорский-14», они вспоминали всех тех, кто были первыми в начале пути и проложили курсы карельским теплоходам по рекам и каналам, озерам и морям с экспортно-импортными грузами.
55 лет назад теплоход «Беломорский-14» выполнил первый в
истории Беломорско-Онежского пароходства (БОП) рейс в заграничном плавании. Это также был
первый загранрейс судов класса «река-море» в истории Министерства речного
флота.
Осенью 1963года совсем новый теплоход «Беломорский-14»
уходил в первый заграничный рейс. Конечно, порт Котка – это совсем
рядом. Ближе, чем Хельсинки, ближе, чем советский Таллинн. Но это особый рейс.
Достаточно ознакомиться с историческим приказом
начальника Беломорско-Онежского пароходства В. Л. Успенского.
Помполитом идет заместитель начальника пароходства А. Г. Мерескин,
опытный судоводитель В. А. Басаргин – рулевым-мотористом.
В составе экипажа и заместитель начальника службы грузовой
и коммерческой работы пароходства В. В. Петкель.
В сентябре 1963 года Управление лесной
и деревообрабатывающей промышленности Карельской АССР «Кареллеспром»
обратилось в управление БОПа с просьбой перевезти 4,5 тысячи
кубометров пиломатериалов из Пудожского и Керетского лесозаводов
в финский порт Котка для фирмы «Энсо Гутцайт» АО «Нурминен». Министерство
речного флота РСФСР рекомендовало пароходству направить в порт Котка
грузовой теплоход «Беломорский-14». 15 октября 1963 года, после
соответствующей подготовки, «Беломорский-14» с пакетированными
пиломатериалами на борту вышел из Петрозаводска в Финляндию.
В трюмах и палубном караване судно приняло на борт 760 тонн
груза. Экипаж из 17 человек возглавлял капитан Юрий Андреевич
Антонов.
Первый рейс длился две недели. А в период с 28 октября
по 9 ноября 1963 года теплоход «Беломорский-14» совершил второй
рейс Шала – Котка – Петрозаводск. Всего за два рейса было перевезено
1 530 тонн пиломатериалов.
В течение 1963-1968 годов «Беломорский-14» работал
на линии Шала – Котка, она была для теплохода постоянной.
Год 2000-й. Теперь уже – далекое прошлое. Пароходство
работало как акционерное общество. Возродилась бассейновая газета, теперь она
называлась «Чистая вода». 31 мая в ней появилась заметка о капитане, кто в
очень далеком 1963 году впервые в истории БОПа повел грузовой теплоход в
заграничный рейс. О капитане, стоявшем на капитанском мостике «Беломорских», «Балтийских»,
«Сормовских», «Волго-Донов» в течение 40 лет : Юрий Андреевич Антонов– один из
капитанов эпохи расцвета пароходства, свидетель неудач и исчезновения БОП как
крупного международного морского перевозчика.
О капитане Антонове часто рассказывала газета «Водник
Карелии». А 21 июня 1986 года солидную статью на своих страницах разместило
центральное издание – газета «Водный транспорт».
Непосредственными организаторами и участниками событий относящихся к началу заграничных перевозок 1963 года в БОПе были Васильев Е. О., Мерескин А. Г., Огибин И. А., Грунин А. В., Юдин Ю. Д., Нарин В. Н., Стрелков П. А. В числе первых капитанов загранплавания – Проккуев К. Г., Игошин С. А., Хотькин Л. Л., Сергеенков О. А., Клинов Н. П., Юшеев В. В., Лаврухин А. И., Булгаков С. П. Их десятки – специалистов высочайшего уровня, открывших эру освоения универсального флота «река-море» плавания , создавших школу мореплавания для новых поколений моряков и речников Карелии.
По материалам книги «Беломорско-Онежское пароходство, 1940-2007 годы, от него до дальних морей». Составители: Ю. П. Лежнев, В. Д. Мерта
Наверх