10.10.2018

В Петербурге открыли мемориальную доску капитану Оганову

Вчера в Санкт-Петербурге открыли мемориальную доску герою Социалистического труда, капитану дальнего плавания Араму Михайловичу Оганову. Памятный знак появился на доме, расположенном по адресу: Невский проспект 184, литера А. Здесь до 2008 года жил прославленный моряк.

В торжественном мероприятии приняли участие председатель ЗакСобрания Санкт-Петербурга Вячеслав Макаров, глава Центрального района Андрей Хлутков, председатель Балтийской территориальной организации  Российского профсоюза моряков (БТО РПСМ) Александр Бодня, представители бывшего Балтийского морского пароходства, ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова, коллеги Арама Оганова, дочери Марина и Тамара и родной брат капитана – Борис.

Надо отметить, что Санкт-Петербург – морская столица России – до этого времени не имел ни одного памятного знака, установленного в честь моряков торгового флота. Теперь эта историческая несправедливость восстановлена.

– Сегодня мы открываем мемориальную доску человеку легендарной судьбы и героической профессии. Арам Михайлович командовал экипажами судов, выполнявших трансатлантические рейсы из Ленинграда в Монреаль и Нью-Йорк. Как настоящий капитан, он отличался тем, что всегда предвидел самые драматические и сложные ситуации и в такие моменты принимал взвешенные и единственно верные решения, – отметил Вячеслав Макаров.

Инициатива увековечить память о моряке торгового флота принадлежит БТО РПСМ. Около года назад профсоюз обратился с этой идеей к городским властям. И хотя процесс согласования занял время, отрадно отметить, что начинание БТО РПСМ нашло поддержку на всех этапах, вплоть до губернатора Санкт-Петербурга.

И это неудивительно, если задуматься о том, что Арам Михайлович сделал для Советского Союза. Его имя неразрывно связано с историей Ленинграда, Балтийского морского пароходства и становлением пассажирских линий в СССР. Именно капитан Оганов стоял у истоков организации пассажирских перевозок в БМП, когда начали работу знаменитые линии Ленинград-Нью-Йорк и Ленинград-Монреаль. Тогда слава о нем распространилась далеко за пределами Советского Союза, и фактически в то время Ленинград стал центром пассажирского судоходства страны.

– Мы присутствуем при важном событии: Арам Оганов сделал очень многое для нашего города и развития отечественного флота, – сказал Андрей Хлутков.  Уже в 25 лет он занял должность капитана судна «Капитан Гастелло», в 27 лет получил свою первую государственную награду, а в 35 –  высший орден Советского Союза «Орден Ленина». И буквально в это же время принял под командование современнейший теплоход «Александр Пушкин», который стал конкурировать с 12-ю судами различных судоходных компаний ведущих капиталистических стран.

В то время к капитану из Советского Союза отнеслись достаточно скептически: никто не мог поверить, что  советский торговый флот способен конкурировать на маршрутах через Атлантический океан. Уже через несколько лет Арам Оганов развеял все сомнения: наш теплоход не только был признан на трансатлантических линиях, но и стал единственным судном, работающим на маршрутах: мировые компании ушли с этого рынка, уступив место теплоходу под командованием капитана Оганова.

– Про т/х «Александр Пушкин» говорили, что это современное судно с высочайшим уровнем обслуживания, – продолжил А. Хлутков. – Но самое главное, о чем рассказывали пассажиры, – потрясающее гостеприимство на борту. Оно стало визитной карточкой теплохода и всю жизнь было визитной карточкой Арама Михайловича. 

К сожалению, сегодня от пассажирского судоходства ничего не осталось. Об этом в своем слове сказал председатель БТО РПСМ Александр Бодня:

– Раньше суда под флагом СССР ходили из Ленинграда и в Германию, и в Швецию, и в Финляндию, и в Канаду, и в США. Благодаря капитану Оганову нас знал весь мир! Но с исчезновением пароходства закрылись и все пассажирские линии. Сегодня на Балтике нет ни одного судна под флагом России. В Санкт-Петербурге построен пассажирский порт, но, например, в этом году у его причалов ошвартовались более 300 судов – сплошь под иностранными флагами. Это несправедливо. Мы надеемся, что открытие мемориальный доски в память о капитане, стоявшего у истоков создания пассажирских линий в СССР, станет началом возрождения флота: найдутся средства и люди, которые увидят перспективу в развитии пассажирского судоходства.

Справка: будущий капитан, преподаватель кузницы морских кадров – Макаровки – родился в Закаталы (Азербайджан) в 1925 году. В 1945 году с отличием закончил судоводительский факультет Бакинского морского техникума и сразу пришел в Балтийское морское пароходство.  С 1960 года его работа была связана с пассажирским флотом: капитан принимал первые суда-флагманы «Александр Пушкин» и «Михаил Лермонтов». Звания Героя Социалистического труда Арам Михайлович был удостоен за открытие и успешное освоение трансатлантических пассажирских линий. В должности капитана Арам Оганов прослужил 35 лет, после чего начал преподавать в Макаровке. Он воспитал 27 капитанов.

↑ 

Наверх