10.10.2018

Ясуми Морита: «Сообщество моряков стареет»

Последнее время привлекать молодежь в морскую отрасль становится все труднее. В Японии эта важнейшая задача находится в компетенции президента Профсоюза моряков Японии (JSU) Ясуми Морита.

Ясуми Морита окончил Национальный колледж морских технологий в городе Тоба, получил диплом судоводителя и с 1986 по 1993 год ходил на судах в командном составе. Завершив морскую карьеру, он стал работать в профсоюзе, и в 2010 году был назначен в Центральный исполнительный комитет в качестве генерального директора по международным вопросам. В 2012 году стал вице-президентом, еще через год – исполняющим обязанности президента, а с 2014 года занимает пост главы JSU.

Потерянные стимулы

«Сообщество моряков стареет, – объясняет он. – Мало кто из молодых ребят хочет работать на судах. Они их просто-напросто не видят, поэтому эта мысль им даже в голову не приходит. Почти вся торговля Японии осуществляется морем, но об этом никто не знает».

Это общая проблема для большинства морских государств. Япония работает над привлечением в морскую отрасль молодого поколения, ориентируясь на старшеклассников, а также беседуя с детьми младшего возраста и их родителями о работе на борту судов. Раньше на всех японских пароходах работали моряки, получившее образование в Японии. Давно прошли те времена. Сегодня численность японского флота насчитывает около 2600 судов, не включая рыболовные, а вот количеством своих моряков страна похвастать не может.

Согласно статистике, в Японии на судах заняты всего 2300 моряков. Одно время работала  программа, направленная на увеличение их численности в Японии до 5000 человек, ее осуществлением занимались совместно JSU и Министерство земли, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии (MLIT). «За 10 лет существования программы мало, что изменилось», – говорит Ясуми Морита.

И хотя есть четкая политика поощрения владельцев судов, возвращающих свой флот под флаг Японии, к сожалению, нет решений, стимулирующих найм японцев на национальные суда. Правительство признает, что морской флот является достоянием страны, однако японские судоходные компании нанимают иностранных моряков, потому что они дешевле. «Только сами компании могут решить для себя, отдавать предпочтение японским морякам или нет», – поясняет глава JSU.

Ясуми Морита занял пост президента Профсоюза моряков Японии четыре года назад, все это время он неустанно ведет переговоры с министерством, пытаясь лоббировать интересы японских моряков: «Мы все понимаем, что торговля имеет решающее значение для нашей экономики, поэтому компании должны сотрудничать с правительством, чтобы поддерживать минимальное количество моряков в экипаже». Однако есть вопросы, которые не получается разрешить.

Нет согласия

Когда мы затрагиваем тему автономных судов, становится ясно, что согласия между нами нет. Между тем, японские кораблестроители разработали проект судна, которое может эксплуатироваться с экипажем из 11 человек, при этом они должны будут иметь как диплом судоводителя, так и механика. «Нас беспокоит вопрос подготовки: как люди справятся с новыми технологиями и новым оборудованием, ведь если их знаний окажется недостаточно, будут происходить аварии. Этот вопрос сейчас активно обсуждается в JSU»,  – добавляет Ясуми  Морита.

Если не с помощью внедрения новых технологий, то, может быть, кадровый вопрос можно решить, пересмотрев варианты завершения карьеры? В Японии возраст выхода не пенсию моряка повышается с 61 до 65, хотя капитаны могут выходить на пенсию, начиная с 55 и до 65 лет. Другое потенциальное решение увеличения численности отечественных кадров, которое последнее время активно продвигают во многих других странах с развитым судоходством – привлечение женщин в морскую отрасль. Однако для Японии, учитывая ее менталитет, этот вариант не выглядит перспективным. «Я не думаю, что мы сможем заметно увеличить число женщин, готовых работать на судах дальнего плавания: женщин на судах очень мало», – констатирует глава профсоюза.

Технологическое будущее

Сделать вывод относительно перспектив профессии моряка в Японии сложно. «Через 10 лет я вижу технологии, поддерживающие работу моряков и увеличение их численности. В каботажных перевозках будут по-прежнему заняты только национальные экипажи», – делится своими предположениями Ясуми Морита.

Тем временем количество японских моряков в 2018-2028 гг. – не единственная забота президента JSU. Он смотрит глубже. «Возьмем консолидацию в контейнерном секторе: три крупнейшие японские линии слились, но даже при этом занимают только шестое место в мире. Япония как государство нуждается в доходах от международной деятельности, а значит, контейнерные перевозчики должны быть конкурентоспособны.

Сколько моряков нам нужно? Это не только вопрос национальной гордости, это вопрос сохранения нашей отрасли в промышленно развитой стране. Морская индустрия – одна из ключевых для японской экономики: потерять ее было бы величайшей ошибкой».

Российский профсоюз моряков (РПСМ) с сожалением отмечает, что и в нашей стране рекламе и поддержке профессии моряка уделяется крайне мало внимания. Многие люди даже не знают, какую важную роль торговое судоходство играет в нашей повседневной жизни, а школьники и их родители не имеют представления о карьерных перспективах, которые открывает морское образование в целом и профессия моряка в частности. Восполнение этого пробела могло бы взять на себя Министерство образования РФ. Что касается судоходных компаний – лишь единицы из них принимают на плавпрактику курсантов:  политика в этой области могла бы облегчить жизнь морской молодежи, а компаниям уже на этапе учебы обратить пристальное внимание на будущее поколение моряков. Отдельной строкой следует отметить поддержку женщин в судоходной отрасли, именно благодаря рекламе профессии среди девушек отрасль может восполнить нехватку кадров на флоте.  

– В противном случае нас ждет печальный опыт Японии, когда в развитой стране, где судоходство играет важную роль для экономики, останется 2300 моряков, – отмечают в РПСМ.

Источник: lloydslist

Перевод: ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх