09.10.2018

Хранитель морских обычаев

Капитан «СКФ Шанхай» (Новошип) получил нагрудный «Знак почета РПСМ». Так Российский профессиональный союз моряков отметил его многолетнюю работу на торговом флоте.

Нагрудный «Знак почета РПСМ» учрежден Российским профсоюзом моряков в 2017 году. Его в ограниченном количестве экземпляров изготавливают на Монетном дворе Санкт-Петербурга по заказу РПСМ. Знаком награждают за преданность профессии и морю тех, кто отличился в работе, передает накопленный опыт молодежи и является активным членом профсоюза. Кандидатуры выдвинутых на награду утверждают сначала в первичных и территориальных профсоюзных организациях, а затем на Совете РПСМ. Морякам,  отмеченным «Знаком почета», дополнительно выплачивается денежную премию.

Южная территориальная организация РПСМ в этом году предложила Совету наградить за многолетнее и плодотворное сотрудничество с профсоюзом Ольгу Бурдюгову, старшего инспектора департамента управления персоналом ПАО «Новошип», и Михаила Кулия, капитана супертанкера «СКФ Шанхай».

Инициатива ЮТО РПСМ была поддержана. Ольга Федотовна получила свою награду еще в июне, а вот капитана Кулия пришлось ждать из рейса. По его возвращению председатель ЮТО РПСМ Николай Попов в торжественной обстановке в профкоме ПАО «Новошип» РПСМ вручил Михаилу Васильевичу его заслуженную профсоюзную награду:

– За годы работы на флоте вам не раз приходилось сталкиваться с трудностями, но вопреки им вы всегда оставались примером для молодых моряков, хранителем морских обычаев, правил и традиций, – сказал Николай Яковлевич. – И одна из них – сотрудничество с профсоюзом. Мы рассчитываем на его продолжение, ведь это очень ценно для нас.

Капитанами случайно не становятся, потомственными капитанами – тем более. Отец капитана Кулия, Василий Кузьмич, успешно работал на танкерах «Рихард Зорге», «Капитан Е. Егоров» Новороссийского морского пароходства. Сын, закончив Новороссийскую государственную морскую академию, также пришел на работу в «Новошип». В 2005 году Михаил Васильевич стал капитаном. В этой должности он работал на танкерах «Тверь», «Маршал Баграмян» и «НС Коммандер».

Один из самых драматичных моментов в своей морской жизни он пережил как раз на последнем. 27 апреля 2009 года «Коммандер» подвергся атаке пиратов в Аденском заливе. Благодаря бдительности вахтенных в неприметном сейнере удалось вовремя распознать пиратскую лодку и увидеть, как от нее отделяются скоростные катера. Дальше экипаж действовал по четко отработанной на учениях схеме. Мостик во главе с капитаном осуществлял грамотное маневрирование, не позволяющее лодкам причалить к борту. Палубная команда под руководством боцмана Василия Виноградова «отстреливалась» от моторок с помощью пожарных пушек, мешая закинуть абордажные лестницы, остальные перетаскивали в румпельное отделение, где была оборудована цитадель, продукты и питьевую воду на случай, если пираты все же смогут попасть на борт. После нескольких неудачных попыток абордажа бандиты осознали тщетность усилий.

Все закончилось удачно, и тем не менее Михаил Васильевич рассказывает об этом эпизоде неохотно. Это был серьезный риск. Работа на «Коммандере» запомнилась капитану не только этим.

– На этом судне мы сделали не одну кругосветку, – вспоминает моряк. – В одном рейсе могли сначала сделать переход от Австралии до Лос-Анджелеса, а следом – от Карибов до Африки. Скучать было некогда.

В таком режиме работает далеко не каждое судно «Новошипа». С 2014 года Михаил Васильевич – на мостике «СКФ Шанхай», одного из двух крупнотоннажных танкеров компании. Здесь все по-другому. Судно предназначено для перевозки миллионов баррелей нефти с одного конца планеты на другой. 330 метров длины и надстройка с девятиэтажный дом: если поставить его на корму, «Шанхай» будет выше Эйфелевой башни. Вот за такое хозяйство отвечает сейчас капитан Кулий.

– В Малаккском проливе и других местах с оживленным трафиком чувствуешь себя КАМАЗом, пробирающимся по пробкам, – шутит капитан супертанкера «СКФ Шанхай». – Не удивительно, что мы редко заходим в порты. Порой за весь контракт всего три-четыре захода.

Вот и в крайнем рейсе было также. Сначала выгрузка в китайском Циндао. Так как в это время там шел саммит Шанхайской организации сотрудничества, морякам из-за повышенных мер безопасности на берег сойти не разрешили. Но если никто не может сойти, это не значит, что подняться на борт никто не может. Среди многочисленных визитеров оказался и веттинг-инспектор Chevron. Одобрение крупных нефтяных компаний на танкерном флоте, где репутация прежде всего, – это основная «валюта».

– Честно сказать, мне даже этого инспектора чуть-чуть жалко стало, – рассказывает капитан Кулий. – Он летел из Гонконга через полстраны ради пары пустяковых замечаний, вроде не до конца прокрашенного участка трубы на палубе. Но это лишь подтверждает, что наш экипаж хорошо справляется со своей работой.

После Китая супертанкер направился в Венесуэлу. В Пуэрто-Ла-Круз тоже никто не смог сойти на берег: здесь с каждым годом неспокойней.

– Соответствует экономической ситуации и состояние портового оборудования, – рассказывает капитан. – Терминальный трубопровод и насосы изношены так, что погрузка занимает в два раза больше времени, чем было два-три года назад.

Конечно, ситуация, когда на протяжении всего рейса нет возможности сойти на берег, вызывает у моряков психологический дискомфорт. Справляться помогает правильная организация повседневного досуга. На такой громадине, как «СКФ Шанхай», есть и спортзал, и бильярд, и даже бассейн. Благодаря спутниковому ТВ на большей части планеты можно смотреть родные телеканалы. Почти у каждого моряка на «Шанхае» в каюте стоит телевизор с 32-дюймовой диагональю. Все это приобретается на средства культфонда.

Еще помогают морские традиции, следование которым капитан Кулий всячески поощряет и приветствует. Одна из них – праздник Нептуна. На «Шанхае» это почти святое.

– Но в этот раз он чуть было не сорвался, – рассказывает Михаил Васильевич. – Экипаж у нас стабильный и опытный, экватор прошли все и не по одному разу: кого в моряки посвящать? А ведь у нас на судне к прохождению экватора относятся очень серьезно –  традиция. Хорошо, среди нас были двое практикантов. Они и стали героями дня. Боцман переоделся в Нептуна, матросы в чертей и прочую морскую нечисть – все как полагается. Напоили практикантов «морской» водой (газировкой), поставили им печать на грудь и грамоту выдали с новыми морскими именами. Ребята тоже в долгу не остались: стенгазету сделали, клип о своем пребывании на судне сняли, и все с юмором. Отличный вышел праздник.

Кто-то скажет – «глупости». Но когда неделями не видишь берега, пересекаешь один и второй океан, то «глупости» вроде смешной стенгазеты и морского праздника становятся психотерапией. Они немного отодвигают на второй план однообразные будни, скрашивают бортовую жизнь и сплачивают людей: без взаимовыручки и командной работы в море просто невозможно.

ЮТО РПСМ

↑ 

Наверх