13.09.2018

Синдром «первохода», или о ментальном здоровье моряков

По данным британского P&I Club, с 2014 года случаи суицида среди моряков по всему миру выросли более чем втрое. В процентном соотношении эта цифра выросла с 5% от общего количества смертей до 15%. Конечно, эту цифру нельзя воспринимать категорически. Во-первых, цифра средняя по всему миру, то есть это, как у одного больного температура 40,2 С, у другого 33 С, а средняя по палате 36,6 С. Во-вторых, определением «акта суицида» прикрываются страховщики, называя так большую часть случаев исчезновения моряков без вести с борта судна в открытом море.

– Таким образом страховые компании пытаются уйти от ответственности и не выплачивать родственникам немалую денежную компенсацию. Тем не менее о реальных случаях мы узнаём несколько раз в год и это только про моряков из Калининграда, – рассказывает Пётр Дзендзелюк, правовой эксперт Калининградской региональной организации (КРО) РПСМ. – Да и сами компании в случае, если у моряка съезжает крыша, стараются полюбовно разрешить проблему и по-тихому распрощаться с таким работником. Их понять можно и осуждать здесь не за что. Но без сомнения, проблема психического и психологического здоровья моряков крайне остра. Она носит весьма драматический характер.
Особенно остро эта проблема сказывается на рыболовных компаниях, можно даже сказать прямо – они тихо кричат о ней, ведь гласно – нельзя, и вот почему... На сегодняшний день чуть ли не каждый десятый собирается пойти в море за перспективным финансовым благополучием. Естественно, отправной точкой в карьере моряка подавляющее большинство выбирает рыболовный флот. Оно и понятно... 
Однако работа на рыбопромысловых судах всегда имела некоторые особенности. Например, длительный период рейса – десять месяцев и больше без захода в порт, тяжелейший физический труд, работа-отдых восемь через восемь, а то и шесть через шесть, не лучшие погодные условия, не лучшие условия проживания, а ещё качка, вибрация, шум, нарушенный сон и т. д. 
При этом моряку-рыбаку по долгу службы приходится быть частью однообразного социума –  каюты совместного проживания. Коллеги, приятели, собеседники и просто имеющие совместный период отдыха на небольшом и ограниченном пространстве – это одни и те же люди. И так почти год изо дня в день. 
А если с коллегами не сложатся здоровые товарищеские отношения? Не говоря уже о личной неприязни или прямой вражде. Как правило, мудрые капитаны разруливают подобные ситуации. Но капитаны не все мудрые, да и вообще всё видеть и всё уметь невозможно. Кроме того, людям свойственна скрытность, они стараются не выносить сор из избы. Да и сам конфликт может быть между тем же капитаном и подчинённым. 
К чему это приводит, догадаться не сложно... Долгая тихая вражда из-за не туда положенной тряпки может стремительно перерасти в прямые оскорбления или рукоприкладство, а может, и в действия криминального характера. 
Не первый год профсоюзы по всему миру борются с так называемым «буллингом»,  другими словами  – «дедовщиной». Помимо неё на судах бывает дискриминация по абсолютно любым вещам, а также разные покушения на сексуальную и любую другую свободу и неприкасаемость – «харасмент», короче. 
Кроме того, на голову моряка может из дома свалится какая-нибудь радостная или совсем не радостная весть. С такой новостью моряк практически ничего не сможет сделать, кроме как принять ее или же смириться из-за невозможности что-то изменить. 
Длительная разлука с близкими, родственниками, женой или мужем тоже ничего хорошего с психологической точки зрения не несёт. Уже не говоря о такой важной составляющей здоровой и счастливой жизни как, регулярная сексуальная связь. 
Все негативные факторы описывать не станем, их слишком много, остановимся на основных. 
Эти факторы не просто влияют на жизнь рыбаков и моряков, они могут сильно изменить их, а некоторых, к сожалению, даже уничтожить. 
Такая резкая смена привычного и комфортного быта не просто хронически портит настроение, но может перерасти в психологические проблемы. У моряка даже может возникнуть временное психическое расстройство, которое в свою очередь плавно переходит в депрессию. В более запущенных ситуациях моряк может уйти в психоз и стать опасным не только для окружающих, но и для себя самого. 

«Который час?» – «Сегодня, наверное, будет дождь. Зелёный». 
Этой историей из личного профессионального опыта с нами поделился Гордеев Владимир Владимирович, врач-хирург мед учреждения «Хорошая поликлиника». 
В этом году Владимира Владимировича дважды привлекали для сопровождения одного и того же моряка с борта судна до дома. Оба раза обстоятельства были аналогичными. 
Моряк спустя примерно месяц с начала рейса начал как-то странно себя вести – стал необщительным, замкнутым, подолгу зацикливался на созерцании моря и звёзд. И это совсем не по романтическим или медитативным причинам. 
Позже он перестал выполнять свои должностные обязанности. Потом вообще стал неадекватно общаться с коллегами. Например, его спрашивают:  «Который час?» А он отвечает: «Сегодня, наверное, будет дождь. Зелёный». 
Потом он начал теряться во времени и пространстве, не понимал, где вообще находится, а потом и вовсе стал кидаться на коллег с кулаками, бранью, ножом и вилкой. 
Сойдя на берег, этот моряк приходил в себя, ему становилось лучше, он был спокоен и адекватен, – отмечает Владимир Владимирович. 
Через некоторое время этот же персонаж устроился на судно уже другой компании. И история повторилась, но уже с новыми деталями. 
Что говорят исследования
Согласно исследованию, опубликованному университетом Суонси в 2013 году, в период с 2001 по 2005 год моряки заняли второе место по самоубийствам среди всех профессий, на первом - шахтеры. А по данным Международной морской организации (ИМО), сегодня уровень самоубийств среди международных моряков в три раза превышает береговых работников. 
Стоит обратить особое внимание, что кратковременные и тяжелые психические расстройства в основном случаются у новичков. 
Люди старой закалки, привыкшие к двухъярусным кроватям и комнатам на 15 человек ещё со времён училища, не обращают особого внимания на некоторые негативные факторы. К тому же система советского воспитания сама по себе часто носила однозначный характер. Но современное общество другое. Сегодня мы свободны в своих мыслях, есть возможность обращать внимание и анализировать свои поступки, принимать решение изменить своё поведение, привычки и т.д. Естественно, современные люди глубже ощущают свои проблемы, они более чувствительны. Но дело не только в молодых. 
Среди зрелых моряков тоже есть группы риска. Например, некоторых людей окружающие воспринимают как вспыльчивых, с тяжёлым характером. Однако опытный психолог в этом человеке может определить типичного психопата или социопата. 
Работать им, конечно, можно и нужно, да только не в море. Для таких людей нахождение в море послужит катализатором их психических болезней, которые перейдут из спящих или хронических в острое состояние. Но всё не так уж плохо, и с каждым днём становится лучше. 
Например, при обследовании медицинский психолог легко определит кто перед ним, даже задав обычный вопрос, типа – чем отличается самолёт от птицы? Также действующие законодательство с недавних пор обязало все крупные бюджетные медицинские, образовательные и прочие соответствующие учреждения иметь в своём штате психолога. 
Более того, уже действует единая система «БАРС», в которую вносятся все медицинские данные о гражданах, когда-либо обратившихся к врачу, в том числе и по психиатрической части. Однако, не всё так гладко. 

Снять неудобные туфли
Квалификация и понимание своего предназначения у психологов разные. Система «БАРС» доступна не всем медучреждениям, к тому же в ней имеются данные лишь о тех, кто проходил лечение или состоял на учёте. Да и ставка психолога в штатном расписании может быть, а самого психолога – нет, причём чаще всего эту ставку занимает какой-нибудь привилегированный работник и расценивает её как дополнительное стимулирующее поощрение, совершенно не понимая всю свою ответственность и необходимость.
И это не удивительно. В нашей стране до сих пор услуги психолога для многих являются дикостью. Да и сами психологические проблемы и травмы люди, в большинстве своём, стараются держать в себе и жить с ними всю жизнь, как в неудобных туфлях. В этих людях с детства заложено чувство стыда за какие-то вещи, но вместо того, чтобы обратиться за психологической помощью, они предпочитают жить «как все». 
Также далеко не все правильно понимают, что это за специалист – психолог? 
На рынке психологических услуг существует множество ушлых любителей подзаработать на обеспеченных людях, которым просто скучно жить. Они тоже называют себя психологами, однако их деятельность на самом деле называется «коуч» или «тренер». Такие специалисты обычно находят в вас жемчужину или учат думать, как миллионер, тем самым убеждая, что вскоре «миллионы сами потянутся к вам из вселенной». Благодаря им наш человек не всегда правильно понимает, кто такой психолог и чем он занимается. 
В развитых государствах, например, в США, люди регулярно ходят к психотерапевту, как в душ. С помощь профессионала они снимают свои «неудобные туфли» и живут дальше легко и счастливо, при этом повысив свой рабочий психологический ресурс. 
Людей ещё с образовательных учреждений диагностируют, предупреждают о возможных рисках и выявляют психические патологии. Благодаря такому подходу, человеку из группы риска настоятельно порекомендуют изменить профиль работы, например, не ходить в море. Он же, в свою очередь, отнесётся к этой рекомендации серьёзно в силу развитого чувства социальной ответственности, а также высокой стоимости медицинских услуг. Ведь если его предупредили, а он не принял меры, то сам будет виноват. И если что, страховая таких спасать не станет. В противном случае, если психолог не выявил нарушений, а они были, пострадавший в праве привлечь психолога к материальному ответу через суд. 
Конечно, у нас, в России это тоже есть, но пока только в теории. В настоящее время тема психологии покрыта мраком и является недопустимой в нашем менталитете, судовладельцы продолжают тратить огромные деньги, а моряки из группы риска сходить с ума и погибать.
КРО (Т) ОО РПСМ приглашает принять участие в заседании Круглого стола по обсуждению ментального здоровья моряков представителей: 
– медицинских учреждений, 
– образовательных учреждений, 
– круинговых агентств. 

Пётр Дзендзелюк, юридический отдел КРО РПСМ



↑ 

Наверх