05.09.2018

Автоматизация судоходства: четкой картины нет

Как повлияет автоматизация на плавсостав? Исчезнет ли человеческий фактор как главная причина всевозможных чрезвычайных происшествий? Кто будет нести ответственность, если автоматизированная операционная система (АОС) даст сбой и произойдет катастрофа? По-прежнему ли вина будет переноситься на капитана и экипаж или к ответу будут привлекаться разработчики АОС и владельцы судов? И наконец, каковы перспективы у плавсостава: постоянно учиться, чтобы адаптироваться к новым условиям, или готовиться к поиску нового рабочего места в связи со значительным сокращением численности экипажей?

Ответы на эти вопросы искали и обсуждали участники семинара Европейской федерации транспортников (ЕФТ), продолжившего сегодня работу в Санкт-Петербурге по теме«Автоматизация на европейских внутренних водных путях».

После обсуждения обозначенных вопросов в разных языковых группах и всеобщей дискуссии, Мириам Шаффар, политический секретарь секции ВВП ЕФТ, подвела итоги. Если коротко, они свелись к следующему: изменения в области судоходства по ВВП грядут, и от них никуда не деться. Процесс автоматизации очень сложный и небыстрый, поэтому есть время подготовиться. Секция внутренних водных путей ЕФТ – не единственная, кто ищет ответ на главный вопрос: как сделать так, чтобы от автоматизации не пострадали работники (в нашем случае – моряки) и выиграли все заинтересованные стороны, а потому нужно посмотреть, есть ли готовые технологии и «рецепты». И если да, перенять их, адаптировав к специфике ВВП.

Участники семинара пришли к выводу: да, автоматизация судоходства, частично или полностью беспилотные суда – это хорошо. Но кто возьмет на себя финансовую нагрузку: государства или бизнес? Как менять профессиональную подготовку плавсостава и когда ее уже начинать? Придется ли комсоставу получать второе образование, чтобы управляться с оборудованием автоматизированных судов? Вопросов много, а четких ответов на них нет, как и нет единой картины, как это будет работать, как это отразится на моряках – членах  профсоюзов.


Анализ стоимости внедрения глобальной автоматизации показывает, что цена очень высока. Она включает в себя не только потерю рабочих мест для плавсостава, но и потерю бизнеса для мелких судоходных компаний, потому что они не смогут конкурировать с крупными владельцами. Чтобы процесс этот проходил цивилизованно и безболезненно, надо работать над этим уже сегодня. Ведь судя по интересу, который проявляет к АОС бизнес, автоматизация, скорее всего, неизбежна.


↑ 

Наверх