29.08.2018

Моряки хотят работать по коллективному договору

Высокую зарплату, хорошие условия труда и быта на судне под удобным флагом может обеспечить только действующий коллективный договор Международной федерации транспортников (МФТ). Если такого соглашения на судне нет, то гарантий на достойную занятость быть не может. В очередной раз в этом убедились инспекторы Дальневосточной региональной организации Российского профсоюза моряков (ДВРО РПСМ).

В порту Восточный представители профсоюза проверили теплоходы «Pacific Comrade» (флаг Панамы, ИМО 9622734) и «Nozomi» (Маршалловых островов, ИМО 9323871). Проверка показала, что экипажи работают без колдоговора МФТ. И хотя суда принадлежат разным судовладельцам, условия труда на них похожи тем, что далеки от идеала.

На «Pacific Comrade» под управлением японской компании «Yawatahama Shosen» работают 19 филиппинских моряков. У них есть индивидуальные контракты, базовая ставка матроса 1 класса составляет 500 долларов США, зарплата капитана – 4500 долларов США. На борту есть страховые свидетельства – финансовый гарант ответственности судовладельца перед моряками. Однако ни в свидетельствах, ни в контрактах страховые выплаты не прописаны, а сами моряки даже не знают, на какую сумму застрахованы в случае смерти или банкротства компании.

«Мы объяснили филиппинцам, что только наличие коллективного договора МФТ на борту дает гарантии при возникновении серьезных трудовых споров, – рассказал председатель ДВРО РПСМ Николай Суханов. – Использование удобного флага Панамы позволяет японскому судовладельцу устанавливать свои законы на борту. Так, 6 долларов США, которые работодатель выделяет на каждого моряка для организации питания на борту, явно недостаточно. Кроме того, установленные на судне ставки даже не дотягивают до минимальной заработной платы в 614 долларов США для матроса, рекомендованной Международной организацией труда (МОТ)».

Учитывая данные обстоятельства, а также убедительную просьбу экипажа, РПСМ и МФТ в Японии направили нотис судовладельцу о необходимости заключить коллективный договор. В профсоюзе рассчитывают, что при заходе в японский порт Оита «Yawatahama Shosen» подпишет соглашение.

Второе судно «Nomozi» находится под управлением греческого судовладельца «OceanBulk International SA». Здесь тоже филиппинская команда. Как оказалось, у капитана есть прямой приказ работодателя не разглашать информацию об уровне заработной платы и условиях труда на борту представителям профсоюзов.

Для инспекторов ДВРО предельно ясно, почему греческая компания избегает встреч и контактов с профсоюзами. «Все, что нам удалось получить от капитана – Декларация о соблюдении трудовых норм в морском судоходстве часть II и страховые свидетельства, которые должны быть на борту судна согласно Сводной конвенции 2006 года о морском судоходстве (КТМС)», – добавил Н. Суханов.

Как и в случае с японским судовладельцем, греческая компания «OceanBulk International SA» получит нотис от Российского профсоюза моряков о необходимости заключения коллективного договора, гарантирующего членам экипажей достойные условия труда.

↑ 

Наверх