28.08.2018

Финальное многоточие

Почему даже продажа судна за долги по заработной плате перед экипажем не делает моряков богаче?

Больше не «Севастополь»

Паром «Севастополь», арестованный в Новороссийске в 2015 году за долги по заработной плате перед экипажем, успел стать для горожан привычной частью пейзажа. И вдруг на борту появилось новое название на турецком языке и другой порт приписки.

В Новороссийском городском отделе судебных приставов Краснодарского края сообщили, что паром купила турецкая компания. Новые владельцы через суд попытались снять с него арест.

Но судья Октябрьского районного суда Алексей Головин им отказал. Пока идут тяжбы, пока не будет погашена задолженность экипажу, арест снят не будет, – заверила Анна Макриевич, заместитель старшего судебного пристава. – Ведь в суде находится дело по 16 «зарплатным» искам моряков.

Напомним, что паромы «Севастополь» и «Новороссийск» были арестованы в конце 2015 года за долги по заработной плате, а также задолженностям по оплате услуг портовых служб и предприятий. Только морякам этих двух паромов собственник судна, компания «NexusMaritimeServices», задолжала более 90 млн рублей.

Долги в наследство

Подобных историй в Российском профсоюзе моряков (РПСМ) знают немало. Совсем недавно за 1,96 млн рублей было продано судно «Yeruslan» (флаг Камбоджи, ИМО 8867387), которое около двух лет стояло брошенным во Владивостоке. Неполные два миллиона продажной стоимости покрывают лишь 15-20% от всей задолженности перед экипажем. Однако в кредиторах – не только бывшие работники.

По данным Приморской транспортной прокуратуры, судно принадлежало компании «ClanerShipping LMD». Оно было арестовано осенью 2015 года, когда долг судовладельца перед экипажем превысил 200 тысяч долларов США. По ходатайству прокурора на судно был наложен арест, а в отношении владельца заведено уголовное дело. После двух лет отстоя на рейде в Амурском заливе «Yeruslan» стал причиной ЧП: на теплоходе возник пожар, он начал тонуть. Власти развернули спасательную операцию, после чего местные журналисты побывали на борту и рассказали, что экипаж давно покинул аварийное судно, а каюты разграблены. Сейчас «Yeruslan» находится в порту Славянка. Скорее всего, аварийный теплоход куплен «на гвозди», а деньги, полученные от продажи, в первую очередь пойдут тем, кто обеспечивал его безопасность и сохранность.

Получить зарплату, не обращаясь в суд?

Ситуацию вряд ли изменит законодательная инициатива, с которой выступило Министерство труда России. Минтруд предлагает наделить трудовую инспекцию правом принудительного взыскания долгов по зарплате без решения суда.

– В случае невыплаты или задолженности по зарплате у моряков появится возможность добиться справедливости без долгих разбирательств в суде. Достаточно будет обратиться в Федеральную инспекцию труда, предоставив документы, которые подтверждают факт невыплаты или задолженности по зарплате, – говорят юристы Российского профсоюза моряков. – Рострудинспекция выдаст исполнительный документ, на основании которого Служба судебных приставов будет обязана возбудить исполнительное производство и произвести взимание денежных средств с работодателя в пользу моряка.

Только вот если у работодателя необходимых денежных средств на счетах не окажется, обманутым экипажам все равно придется ждать ареста и продажи судна в счет долгов компании, а этот процесс в России может длиться годами.

Долги по зарплате и обман моряков остается одной из главных проблем отрасли. Это обычный маневр судовладельца, который предпочитает бесплатно кредитоваться у своих же моряков. В 2017 году экипажи 1490 судов, работающих под удобными флагами, пожаловались инспекторам Международной федерации транспортников (МФТ) на невыплату заработной платы. В общей сложности по всему миру силами МФТ и морских профсоюзов за год удалось взыскать более 31,5 млн долларов США задержанных выплат. Из них 4 689 367 долларов вернули морякам инспекторы МФТ в России, проведя в общей сложности 521 проверку.

Чтобы сократить количество подобных инцидентов, были приняты поправки к Конвенции о труде в морском судоходстве (MLC-2006), которые обязывают судовладельцев иметь финансовые гарантии по репатриации экипажа и выплате задолженности по зарплате. Новые требования вступили в силу 18 января 2017 года. Казалось бы, они-то и должны были разрешить проблемы таких экипажей, как «Yeruslan», только эти меры не распространяются на тех, кто пострадал от действий судовладельца до 2017 года.

– Ни один закон не может охватить буквально все инциденты, в особенности те, что произошли до вступления его в силу, – отмечают в Российском профсоюзе моряков. – Однако благодаря новым требованиям Сводной конвенции создается система, которая должна свести к минимуму случаи нарушения прав моряков, будь то отказ в выплате компенсации, репатриации или оставление моряков в чужой стране без средств к существованию, а порой даже без продовольствия.

Как показывает опыт борьбы морских профсоюзов за трудовые права моряков, универсальной страховкой от всех неприятностей может быть коллективный договор МФТ. Он гарантирует экипажу высокие зарплаты, страховые свидетельства, хорошие условия труда, налаженную систему снабжения и другие социальные гарантии. Надо ли говорить, что на паромах «Севастополь» и «Новороссийск», а также на судне «Yeruslan», договоров не было.

Имеет ли срок давности долг по зарплате?

В каждом государстве этот вопрос решается по-разному. В ряде стран закон не ограничивает по времени право работников обратиться в суд по вопросу взыскания оплаты за свой труд. В России рассмотрению трудовых споров по зарплате законом отведен предельный срок.

– Сроки рассмотрения индивидуальных трудовых споров в  суде регулируются ст. 392 Трудового кодекса РФ, – комментируют юристы Российского профсоюза моряков. –  Федеральным законом № 272-ФЗ от  03.07.2016 г. в эту статью внесены изменения, в соответствии с  которыми, начиная с 03.10.2016 г., для  трудовых споров разных категорий устанавливаются разные сроки. За разрешением индивидуального трудового спора относительно выговора, замечания, взыскания или перевода на другую работу –  в течение трех месяцев с того дня, когда моряк узнал (или должен был узнать) о нарушении своего права. В случае спора об увольнении – в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении, либо со дня выдачи трудовой книжки (ч. 1 ст. 392 ТК РФ).

Индивидуальный трудовой спор о невыплате или неполной выплате зарплаты, или других выплат, причитающихся работнику, вынесен в отдельную категорию споров. Тут срок, в течение которого работник имеет право обратиться в суд, расширен до одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм (ч. 2 ст. 392 ТК РФ).

Отметим, что все вышесказанное относится к морякам, работающим под российским флагом. Что же касается плавсостава, работающего под флагом иностранных государств, в том числе и под удобным флагом, то их трудовые споры по невыплате или неполной выплате заработной платы регулируются законодательством этих стран.

Моряки, если у вас есть претензии к работодателю, не откладывайте их на потом. Как показывает практика, трудовые конфликты сами собой не урегулируются.

ЮТО РПСМ

↑ 

Наверх