РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
18 августа 1693 года в историографии – день основания Соломбальской верфи под Архангельском. Учёные считают дату условной, однако отмечают, что именно это событие положило начало массовому морскому судостроению в России. Почти за два века существования верфи с её стапелей сошло 481 судно, а зародившиеся здесь традиции сохранились среди корабелов Архангельска и Северодвинска.
У истоков российского флота
История судостроения на территории России восходит ещё к дославянским временам. Учёным известны созданные несколько тысяч лет назад наскальные изображения охоты с гарпуном на морских обитателей. Князья Древнерусского государства располагали мощным ладейным флотом – весьма значимой силой в черноморском бассейне. Однако верфей в современном смысле этого слова в Средние века на Руси не существовало.
По мере освоения русскими Севера, с ростом рыболовства и объёмов добычи пушнины, увеличивалась потребность местного населения в промысловых судах, поэтому на берегах Белого моря начали создавать верфи, предназначенные для строительства лодок такого типа. А уже в XVII веке, после Смутного времени, Россия ощутила недостаток военных судов. Так, первым известным вооружённым парусным кораблём, построенным на территории России, стал «Фредерик».
Следующий этап развития российского флота ознаменовался началом строительства парусников молодым царём Петром I в Переяславле в 1688-1689 годах. Вплоть до 1693 года корабли по иностранным технологиям в России строились и использовались только в замкнутых водоёмах.
Соломбальская верфь
В июле 1693 года Пётр I прибыл в Архангельск с целью наладить там кораблестроение. Выбор места для будущей верфи был неслучайным.
– Царь остановился на Архангельске потому, что тогда этот город был единственным портом, через который можно было напрямую торговать по морю с Западной Европой, – пояснил в беседе с RT заведующий отделом военной истории Архангельского краеведческого музея Игорь Гостев. – В сентябре 1693 года Пётр I провёл там совещание по вопросам судостроения и лично участвовал в закладке 24-пушечного корабля «Святой Павел» на острове Соломбала, который стал в наши дни одним из районов Архангельска. Сама верфь, построенная несколько позже, стала называться Соломбальской. Все эти события и являются началом регулярного морского судостроения в России.
По словам доктора исторических наук, профессора СПбГУ Павла Кротова, с Архангельском связаны сразу несколько важных вех в истории российского флота. «Именно в Архангельске началось российское казённое морское судостроение. Впервые корабли строились на настоящем море. Кроме того, у Архангельска был образован первый военно-морской отряд из кораблей, охранявших порт и верфи», – отметил он.
В дальнейшем, по словам эксперта, Соломбальская верфь продолжила бурно развиваться. «В 1699 году там было построено по голландской технологии шесть больших океанских торговых судов, совершавших затем плавания в Западную Европу. А с 1708 года в Архангельске началось строительство военных кораблей для Балтийского флота. До 1725 года в Архангельске было построено 126 современных парусных судов различных типов.
Значимый вклад
По мере развития российского судостроения Архангельск стал одним из основных кораблестроительных центров в стране. Значительную часть первых экипажей составляли жители Русского Севера – поморы, с детства занимавшиеся морским промыслом и имевшие богатый опыт судоходства.
В ходе Северной войны и после её завершения несколько раз поднимался вопрос о переносе северных судостроительных мощностей в Санкт-Петербург, однако в 1732 году Воинская морская комиссия провела исследование и пришла к выводу о перспективности развития Соломбальской верфи. С 1724 года и до начала XIX века на ней построены 104 линейных корабля, 32 фрегата и 62 малых судна. В 1825 году в Архангельске был спущен на воду один из первых российских пароходов – «Лёгкий». В середине XIX столетия объёмы строительства сократились, а в 1862-м она была упразднена.
В ХХ веке и до наших дней судостроительные традиции, заложенные ещё мастерами Соломбальской верфи, продолжили корабелы архангельской «Красной кузницы» и военных судостроительных заводов Северодвинска.
– Эти данные в очередной раз подтверждают значимость города Архангельска в развитии флота России, – говорит председатель профкома ППО плавсостава ОАО «СМП» РПСМ Сергей Портенко. – Северяне рады и горды этим фактом! Но жить заслугами и достижениями прошлого просто нельзя, хотелось бы рассмотреть нынешнее положение вещей…
Судостроение, как отрасль в целом, находится не на должном уровне. Если военный флот стал активно обновляться и пополняться, то гражданский оказался в глубоком забытьи. Со времен празднования 300-летия Российского флота и разработки программы его развития, все только ухудшилось. В целом новостей об обновлении транспортного флота отечественного производства по факту нет.
Беспокоит и вопрос поддержания технического состояния действующего транспортного флота: после приватизации предприятий (как пароходств, так и судоремонтных заводов) новоявленные хозяева или обанкротились, или влачат жалкое существование.
Сказалось и реформирование в системе морского образования. Подготовка специалистов рядового состава отсутствует напрочь. Последующее вынужденное сокращение штатной численности экипажей (матросов, мотористов, электриков, токарей, газоэлектросварщиков) также негативно отражается на техническом состоянии судов.
– Удручает и то, что на данный момент государственная политика в отношении флота направлена в основном на обеспечение вывоза углеводородов. Строим ледоколы, а вот теплоходы для перевозки подобных грузов – нет. Неужели развитие Северного морского пути на этом и заканчивается? А как же люди, проживающие и работающие вдоль трассы СМП, отдавшие годы жизни Северу? К сожалению, заметного улучшения качества жизни и условий работы я пока не наблюдаю.
По материалам www.russian.rt.com
Наверх