20.08.2018

Усталость – одна из распространенных причин травм на борту

Усталость экипажа стала причиной посадки на мель и последующей гибели промыслового рыболовного судна «Jan». Его владелец – компания «Wild Fish (NZ) Limited» решением морского ведомства Новой Зеландии (Maritime NZ) оштрафована на 18 300 долларов США.

В момент инцидента на мостике находился один-единственный рулевой – 17-летний матрос, да и тот уснул почти сразу после заступления на дежурство. Перед этим он отработал полный рабочий день и поспал всего пару часов перед ночной вахтой, которую нес впервые один.

После того, как матрос заснул, судно наскочило на скалы в районе Бухты Островов (Новая Зеландия). От удара проснулся экипаж. Капитан отдал приказ всем оставить теплоход, потому что в корпусе образовалась пробоина, через которую поступала вода, из-за которой позже «Jan» опрокинулся и затонул.

Между тем в 2011 году после посадки на мель «Den Bearg», судовладельцем которого также является «Wild Fish Limited», компания установила на всех своих теплоходах вахтенную сигнализацию, которая периодически подавала сигнал, предотвращающий засыпание. Однако компания не информировала экипаж «Jan» о том, что на борту она есть, поэтому ни капитан, ни остальные члены экипажа не знали, как ею пользоваться.

В ходе судебных разбирательств представитель морских властей Новой Зеландии назвал поведение судовладельца безответственным и халатным. Компания не позаботилась о том, чтобы ввести на судах эффективную систему мониторинга за отдыхом членов экипажа с целью не допустить ситуаций, когда переутомившийся моряк заступает на вахту.  И, конечно, совершенно недопустимо, чтобы на ходовом мостике оставался всего один вахтенный матрос, тем более молодой и неопытный.

Отметим, усталость – одна из самых распространенных причин травм на рыболовных судах. По данным исследования усталости экипажей рыбопромыслового флота за 2018 год, проведенном Maritime NZ, 34% моряков засыпали за штурвалом, 42% принимали неверное решение, 52% испытывали перепады настроения.

Для предотвращения несчастных случаев на борту в июне прошлого года Maritime NZ и рыболовная отрасль приступили к работе над совместной программой по безопасности под названием «Safe crews fish more» («У защищенного экипажа улов больше»), которая рассчитана на три года. Её цель – сократить травматизм, при этом устранение проблемы усталости является одним из ключевых направлений работы. 

– Основная причина гибели судна «Jan» – полное отсутствие организации вахтенной службы, – считает Евгений Хижняк, главный технический инспектор труда Российского профессионального союза моряков. – На мостике не было вахтенного помощника капитана – это важно, ведь матрос один не может управлять судном. Усталость, безусловно, сыграла свою роль, но эта причина уже на втором месте.


По материалам Maritime-executive.com, перевод ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх