20.08.2018

Бегущая по волнам

Уроженка старинного села Ома Ульяна Маркова живёт в Мурманске, и в свои 26 лет занимает серьёзную по морским меркам должность третьего помощника капитана. Когда девушка стоит на вахте, в её подчинении находятся три бывалых моряка: матрос, боцман и механик. Однако грубый командный голос вырабатывать ей не пришлось – экипаж работает слаженно и предрассудками относительно женщин в море не страдает.

Маму и отчий дом Ульяна оставила в 2008 году, когда уехала поступать в Архангельский морской рыбопромышленный техникум. После окончания мореходки девушка продолжила обучение в Морской академии при Мурманском государственном техническом университете, и в 2016 году вышла из ее стен дипломированным специалистом.

– В детстве мечтала стать археологом, – говорит девушка. – Но выбрала море вместо суши и нисколечко не жалею. В мореходке нас было трое девчонок, в Мурманске со мной учились на курсе тоже трое. И никто на нас не смотрел как на диковинку.

Первый раз в море Ульяна вышла в 2010 году, когда вместе с другими курсантами проходила практику на знаменитом паруснике «Седов». И уже в тот момент поняла, что выбором профессии не прогадала. Теперь Ульяна работает на разных судах, в основном – на сухогрузах. В общей сложности за два года работы Маркова побывала в 14 странах. Довелось девушке пройтись по Баренцбургу – уникальному посёлку на архипелаге Шпицберген. Однако самым  сложным переходом для нее оказался рейс из Петропавловска-Камчатского в Шанхай: судно шло два месяца, а потом еще четыре стояло на ремонте в китайском порту.

– Море научило меня выносливости, – говорит Ульяна. – Никто же не смотрит, что ты девочка: работаешь наравне со всеми. Ещё море научило целеустремлённости и постоянной готовности к любой экстремальной ситуации. В моей практике были случаи, когда речь шла о жизни и смерти. В прошлом году довелось проходить самый опасный участок – Аденский залив, где можно нарваться на пиратов из соседнего Сомали. Аденский залив и Красное море соединяет Суэцкий канал. Самое узкое место в нём 46 метров, поэтому судно надо вести очень аккуратно. В помощь берут местных лоцманов, которые проводят теплоход по всем сложным участкам. Иначе он может стать настоящей пробкой в бутылке. Пострадает экипаж, груз и весь трафик.

В целом жалоб у Ульяны на жизнь во время рейса нет, только вот от некоторых любимых привычек пришлось отказаться.

– На вахте стою за штурвалом. Если шторма нет, то судно идёт по авторулевому, а я слежу за обстановкой. За два года научилась «читать» погоду за бортом. Селфи во время работы не делаю, у нас с этим строго, не до глупостей. На вахте даже сидеть нельзя. Четыре часа будь добра отстоять. Но меня этот распорядок устраивает. Единственное, о чём жалею во время долгих морских переходов, что на каблуки не встанешь, – смеётся девушка. – В свободное от вахты время постоянно ходишь в робе и кедах, потому что ноги сильно устают. Вот почему первым делом, когда возвращаюсь домой к жениху, надеваю красивое платье, туфли – и мы идем в ресторан или театр.

Выяснилось, правда, что даже самые строгие капитаны разрешают женщинам на борту пользоваться косметикой. Вдали от дома это действует как психологическая поддержка экипажа и своеобразный индикатор: раз дамы в море накрашены, значит, всё нормально.

– Несмотря на мою любовь к морю, капитаном я быть не мечтаю. В приоритете у меня, как и у всех женщин – семья и дети. Так что рано или поздно все равно сойду на берег.

По материалам: nvinder.ru

↑ 

Наверх