15.08.2018

«Я люблю свою профессию!»

Несмотря на то, что количество женщин в торговом судоходстве по-прежнему не превышает 2% от общего числа моряков, а гендерные стереотипы мешают молодым девушкам строить карьеру на флоте, многие из них не сдаются, как, например, Мария Фарафонова, окончившая Морской государственный университет имени адмирала Г. И. Невельского (МГУ) в 2016 году по специальности «судовождение».

На последнем году обучения Марии довелось войти в программу целевой подготовки кадров ПАО «Совкомфлот» и преддипломную плавательную практику девушка проходила на танкере «Viktor Titov». А после капитан запросил ее на работу четвертым помощником капитана. Так, в конце февраля 2017 года молодой штурман Фарафонова влилась в дружную семью моряков Совкомфлота.

К слову, устройство девушек-судоводителей в компанию на преддипломную практику имеет свою историю. Началась она в Пусане, в 2014 году. На торжественном мероприятии приема нового газовоза «Псков» у Марии Фарафоновой состоялась неформальная беседа с первым заместителем генерального директора ПАО «Совкомфлот» Е. Амбросовым. Она поделилась проблемами трудоустройства девушек на флот. А он вдруг предложил прийти на работу в компанию. Правда, сразу решить вопрос не получилось. Впоследствии в Университет приехал Почетный президент и председатель Попечительского совета вуза, генеральный директор ПАО «Совкомфлот» Сергей Франк. В ходе встречи девушки-курсанты напрямую обратились с просьбой помочь с практикой, и Сергей Оттович их поддержал: уже в начале 2016 года была сформирована первая группа целевой подготовки для ПАО «Совкомфлот».

Надо отметить, что до 2016 года вопрос организации производственной практики для Марии, как и для остальных курсанток вуза, стоял очень остро: на втором курсе Фарафоновой пришлось устроиться на старый рыбацкий рефрижератор. По словам Марии, капитан, скорее всего, согласился взять на практику девушку от безысходности – рабочих рук на судне катастрофически не хватало. А дальше события на «рефке» развивались так: швартовый матрос, любитель выпить, чудом не упал с борта судна. Капитан его списал, а Марию Фарафонову зачислил в штат экипажа матросом второго класса. Работала отлично и руководитель повысил ее до плотника. Мария с юмором рассказывает о том, как во время выгрузке в Корее осадка судна уменьшалась, и изо всех «дыр» в борту хлынула вода… Как дошли на таком ржавом судне – сами моряки удивлялись!

Именно во время этой практики Мария обратила внимание, что во время швартовки третьего помощника капитана выставляли на бак, и он, совсем еще «зеленый» штурман, на глазок определял расстояние до причала и докладывал. А ведь именно «человеческий фактор» в мировом судоходстве – причина навалов судов на причал. Вот тут-то и родилась у Марии идея использовать при швартовке лазерные дальномеры. Дипломную работу Фарафонова написала именно  по этой теме, впервые использовав экспериментальную модель дальномера на борту «Viktor Titov» в японском порту Сакаи. Следующий тест лазерной установки состоялся на борту все того же танкера в южнокорейском порту Ёсу. Так как созданный дальномер не имел сертифицированного одобрения для использования на нефтеналивных танкерах, эксперимент проводился из закрытого помещения (застекленного крыла навигационного мостика, расположенного в кормовой части судна). Результаты показали, что судовая система лазерной швартовки в точности нисколько не уступает береговым системам, но ко всему прочему оборудование, установленное на судне, может использоваться во любых внештатных даже посреди океана. Полученные данные доказали точку зрения Марии о том, что подобная система усилит безопасность мореплавания, и позволили ей подать заявку на патент.

Этот уникальный опыт позволил молодой курсантке, несмотря на все сложности, что встретились ей на пути, без тени сомнения сказать «Я люблю свою профессию!». Она продолжает успешную работу на флоте после получения диплома.

По материалам: МГУ им. адм. Г.И. Невельского

↑ 

Наверх