10.08.2018

Моряк получил послание в бутылке, брошенное им 36 лет назад в Баренцево море

В далеком 1981 году Эдуард Филатов, старпом на ледоколе «Сибирь», которому было на тот момент 42 года, начитавшись приключенческих романов, решил написать письмо любимой супруге и отправить его в бутылке морем. Авось, дойдет. Не знал тогда Эдуард, чем его затея закончится: поисковики разыскивали в Арктике сгинувшие корабли, а нашли – его открытку.

Попытка – не пытка

– Я много бутылок кидал: большие, маленькие, но все с открыткой, на которой изображена «Сибирь», и адрес указывал нашей квартиры в Мурманске, мы тогда там жили. Текста не было, просто адрес да и все. Кидал прямо на лед, многие разбивались. Так что особо не надеялся, что письмо найдет адресата, – вспоминает Эдуард Филатов.

Неожиданная находка

Июль 2017 года, острова Арктического института. Трое полярников в поиске пресной воды. Взгляды участников клуба «Приключение» привлекает нечто зеленое, лежащее во льдах на краю острова Большой. Неожиданной находкой оказалась бутылка из-под шампанского.

– Мы ее сначала выкинуть хотели, не могли подумать, что в ней послание. Но потом присмотрелись, а там конверт лежит. Пришлось разбивать, – вспоминает глава экспедиции Валерий Тарков, сотрудник клуба «Приключение», что ищет в Арктике пропавшие корабли.

Тогда путешественники и увидели открытку, отправленную в далеком 1981 году с палубы ледокола «Сибирь». На ней, слегка потрепанной, стоял штемпель судна и был написан адрес получателя: «Мурманск, улица Книповича 55, квартира 39. Эдуард Филатов». Недолго думая, путешественники решили Филатова отыскать. За помощью они обратились к корреспондентам «Комсомольской правды» в Мурманске.

Где искать Филатова?

Первым делом журналисты «Комсомолки» пошли по указанному адресу. Но там уже жили другие люди, а прежних квартиросъемщиков никто не смог вспомнить. Помощь пришла из Мурманского морского пароходства, там сообщили еще один адрес старпома Эдуарда Филатова, но и оттуда, как оказалось, он несколько лет назад съехал.

– В отчаянии мы зарылись в телефонный справочник и тормошили всех подряд с нужной фамилией. Ответ: унылые гудки или «номер не обсуживается». Казалось бы, мы зашли в тупик. Но в один прекрасный день в нашей редакции раздался судьбоносный звонок, – говорит корреспондент «КП-Мурманск» Виктор Костров.

Звонившим оказался сын моряка, он рассказал, что его отец в полном здравии и живет в Краснодаре. Так закончилась история поисков.

Долгожданная открытка

И вот спустя 36 лет открытка вновь в руках бывалого моряка.

– Я выбирал место, где больше простора: нет островов и проливов. Бросал метров на 10-15, прямо на лед, стараясь выбрать более ровный и, по возможности, заснеженный. Видимо, что-то и уцелело. На протяжении нескольких месяцев я десятка полтора, наверное, швырнул за борт. Это все не за один день: при случае, – вспоминает старпом «Сибири». – Ты гляди, хорошо сохранилась, а ведь простой пробкой была бутылка закрыта! Да и как ее могло на столько километров унести, ума не приложу.

Всю свою морскую молодость старпом помнит до мельчайших деталей.

– Мы по полгода в рейс ходили, надо было путь кораблям прочищать, у нас тогда большой экипаж был, человек триста, не то, что сейчас по 40 человек на судне, не пойму как они справляются. «Сибирь» для меня вторым домом была пять лет, все знал на ней, как что починить быстро. Внутри ледокола всегда тепло, потому что атомный двигатель греет воду для отопления. Внутри были спортзал, кинозал, столовая, удобные каюты. К сожалению, мою «Сибирь» распилили года три назад. Конечно, в море уже не так тянет, много лет прошло. Зато остались хорошие воспоминания. Сын вот тоже моряк, – рассказал Эдуард Филатов.

Олег Филатов пошел по стопам отца, только для себя выбрал пассажирский флот. А возвращаясь с очередного рейса, обязательно рассказывает папе, что и как прошло. От мудрого совета никогда не откажется.

Напоследок моряк попросил Валерия Таркова расписаться на той самой открытке, оставить данные: когда, кто и где ее нашел.

По материалам «КП»

↑ 

Наверх