06.08.2018

Погибший «Дальний Восток»: судовладелец в бегах, остальные – в тюрьму

2 августа апелляционный суд вынес итоговое решение осуждённым по уголовному делу крушения БАТМ «Дальний Восток», и оставил ноябрьское решение Южно-Сахалинского городского суда без изменений. В соответствии с решением суда арестованы имущество и счета судовладельца – компании «Магеллан» на сумму более 13 млн. руб., а также судно «Андромеда». Кроме того, наложен арест на личное имущество обвиняемых в сумме более 15 млн. руб. Суд постановил взыскать с подсудимых за моральный вред потерпевшим от 20 до 400 тысяч рублей, реальные сроки получили следующие обвиняемые:

Алексей Васин, первый заместитель генерального директора ООО «Магеллан» – 6 лет 6 месяцев лишения свободы в колонии общего режима;

Николай Харченко, начальник отдела безопасности мореплавания сертификации наблюдения за флотом ФГБУ «Сахалинрыбвод» – 5 лет 8 месяцев лишения свободы в колонии общего режима.

Александр Никодименко, государственный инспектор морского отдела Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству – 6 лет лишения свободы в колонии общего режима.

Анатолий Борисов, капитан судна, 3 января вывел судно в рейс из Владивостока, и 11 января в открытом море передал его прибывшему на другом судне капитану Александру Притоцкому, погибшему в результате крушения  – 5 лет 8 месяцев лишения свободы в колонии общего режима.

Александр Кудрицкий, заместитель генерального директора по безопасности ООО «Магеллан», – 6 лет в колонии общего режима, амнистирован судом по состоянию здоровья.

Егор Гащенко, генеральный директор ООО «Магеллан» – привлечен в качестве обвиняемого, но успел выехать из страны, и объявлен в розыск. Предположительно находится в Южной Корее.

Напомним, следствием и судом установлено, что непосредственной причиной крушения траулера «Дальний Восток» явилось возникновение крена судна на левый борт в результате подъема трала с большим уловом (приблизительно 130 тонн). Однако дальнейшее затопление судна стало возможным в силу совокупности причин. Наиболее значимой из них являлось непригодное состояние траулера, в котором оно находилось в плавании.

Это связано с тем, что директор ООО «Магеллан» Егор Гащенко переоборудовал его в порту Пусан Республики Корея таким образом, чтобы значительно увеличить возможности траулера по ежесуточной переработке рыбы, которая возросла со 140 до более 200 тонн. В итоге часть элементов конструкции судна, обеспечивающих его остойчивость, в том числе в экстренных ситуациях, была попросту удалена. К тому же судно при почти пустых баках было заполнено рыбой на 1400 тонн, что также ухудшило свойства корабля балансировать.

Прямо повлияли на произошедшее и действия других руководителей фирмы «Магеллан». Васин и Кудрицкий получали данные от капитана судна о выловленной рыбе и знали о превышении массы допустимого груза. Они могли запретить дальнейшее плавание, однако не сделали этого.

Харченко в свою очередь, накануне выхода судна в плаванье, получил от своего подчиненного сведения об отсутствии документации о системе управления безопасностью, без которой выход судна в море запрещен. Однако Харченко проигнорировал этот факт и выдал временное свидетельство по безопасности сроком на 6 месяцев.

Никодименко, проверявший судно вместе с пограничниками уже в открытом море, знал о превышении допустимого количества людей на нем и отсутствии достаточного количества спасательных средств. Он должен был сообщить своему руководству об этом, но «предпочел за взятку в 500 долларов «закрыть глаза» и разрешить дальнейшее плавание. Как следствие – при крушении жилетов попросту не хватило на всех членов экипажа».

Большой автономный морозильный траулер «Дальний Восток», 1989 г.п., затонул 2 апреля 2015 года во время ведения промысла в Охотском море. На борту находилось 132 человека, в том числе 54 гражданина иностранных государств, нелегально нанятых на работу под российский флаг. Погибло 69 человек. 

Источник: БТО РПСМ

↑ 

Наверх