02.08.2018

«Курсанты полностью зависят от судоходных компаний» (часть 1)

В судоходном секторе проблемы с занятостью у моряков зачастую начинаются еще на стадии обучения: насколько известно Российскому профсоюзу моряков, многим курсантам не удаётся пройти практику на судах в полном объёме и по окончании вуза не все получают рабочий диплом. Ситуация обусловлена отсутствием учебно-производственных судов (УПС) и малым количеством судоходных компаний, готовых брать кадетов на свои суда для прохождения плавательной практики.

ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ

Российский профсоюз моряков неоднократно обращал внимание соответствующих государственных органов на вопросы, связанные с морским образованием: Россия потихоньку утрачивает статус кузницы кадров плавсостава, качество подготовки снижается, а необоснованные требования к морякам возрастают. Одной из наиболее актуальных остаётся проблема прохождения плавательной практики. Причинами являются как малое число учебных судов, так и несогласованность учебных программ с потребностями судовладельцев, готовых привлекать учащихся для прохождения практики. Это приводит к тому, что выпускники не могут трудоустроиться, вынуждены вновь идти кадетами на суда, чтобы добрать ценз.

– Чтобы получить необходимые документы, курсантам надо проработать на судах в общей сложности 12 месяцев. Только вот судоходные компании не сильно жаждут брать практикантов. Это обусловлено дополнительными расходами и отсутствием в современных компаниях института наставничества. Выпускникам приходится добирать ценз после окончания вуза. В свое время мне так же «посчастливилось» отрабатывать контракт матросом уже после выпуска, чтобы иметь возможность устроиться на флот, – говорит председатель ППООМ г. Севастополь РПСМ Артем Боев.

Ситуацию усугубляет явный недостаток учебно-производственных судов – в свое время отлаженную советскую систему подготовки плавсостава ликвидировали, а взамен ничего не предложили. Безусловно, российские морские учебные заведения для проведения плавпрактики все еще располагают парусными судами «Мир», «Надежда», «Паллада», «Седов», «Крузенштерн» и «Профессор Хлюстин». Но они годятся больше для первого знакомства с морем и профессией, нежели для закрепления необходимых в работе навыков.

Раньше на спецсудах были небольшие трюмы для перевозки грузов и два мостика – учебный и ходовой, работала индустрия школ по подготовке рядового состава. После теоретического обучения курсантов направляли на танкеры и сухогрузы. Государство могло бы попытаться вернуть подобную практику, но для этого нужно переоборудовать суда, обязать комсостав заниматься кадетами, что затрудняет судовладельцу бизнес.

Это подтверждают и статистические данные: по информации МГУ им. адмирала Г. И. Невельского, ежегодно на специальность «Судовождение» вуз принимает порядка 200 человек. При этом к концу обучения дипломы получают далеко не все курсанты: например, в 2017 году заветные документы о высшем образовании, включая рабочий диплом, в срок забрали только 98 человек, остальные либо отчислились, либо не добрали ценз. Приблизительно такая же ситуация в последнее время наблюдалась и в других морских учебных заведениях страны.

Например, в ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова на специальность «Судовождение» ежегодно поступает порядка 220 курсантов, к пятому курсу их остается около 140. И даже этому количеству студентов не удается получить рабочие дипломы всем потоком.

– Причины разные, порой личного характера. Но основная проблема действительно кроется в отсутствии УПС. По факту на сегодняшний день курсанты полностью зависят от судоходных компаний и их расписания. Вуз, к сожалению, не может выделять безграничный срок на прохождение практики, и зачастую эти шесть месяцев не полностью подпадают под рейс, на который студенту удалось устроиться: он может провести в ожидании посадки от одного до четырех месяцев, а потом пропустить начало нового семестра из-за того, что все еще находится в море. Ребята, конечно, и за три месяца успевают отработать программу практики, но вот необходимый ценз уже не добирают, – говорит директор института «Морская академия» Александр Горобцов. – Есть и еще одна проблема: более специализированную практику студенты проходят на последнем курсе, но из-за отсутствия возможности нормально закрепить материал на судне во время рейса, многие из них приходят на теплоходы, не зная или не закрепив элементарных вещей. А у экипажа тоже не всегда есть время детально разбирать с кадетами их учебную программу. Поэтому наличие УПС с преподавательским составом на борту стало бы идеальным связующим звеном между образовательным процессом и реальной работой в море.

НУЖНО ФИНАНСИРОВАНИЕ      

Вся ситуация указывает на то, что морское образование нуждается в финансировании. Это касается это не только ремонта зданий и закупки нового оборудования в учебные кабинеты, но в первую очередь – восстановления системы практической подготовки курсантов.

– Если мы хотим по-прежнему оставаться великой морской державой, то сегодня нужно уделять особое внимание уровню подготовки специалистов. Мы ежедневно общаемся с нашими международными партнерами, хорошо знаем все узкие места. Да, наши моряки – командный состав – по-прежнему востребованы и имеют хорошую репутацию. Но вчерашние выпускники, которые приходят на флот,  – их уровень подготовки оставляет желать лучшего. У них недостаточно практики, у них недостаточно опыта общения в замкнутом пространстве на судне, – говорит председатель РПСМ Юрий Сухоруков. – Что касается учебно-производственных судов, то их действительно не хватает. На разных уровнях мы говорили об этом, проекты УПС разработали и даже согласовали, но дальше этого дело не пошло, все тихо умерло. А ведь без практики невозможно подготовить качественного специалиста.

Так, Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота разработал проект УПС нового поколения (проект 991С), способного брать на борт до 162 человек и обеспечивать курсантам закрепление теоретических знаний практическими навыками, что повышает качество подготовки. Только вот источник финансирования до сих пор не найден и, судя по всему, проект отложили в «долгий ящик».

Усугубляет ситуацию и то, что отчаявшись, молодые ребята, чтобы добрать ценз, хватаются за любую возможность и порой соглашаются проходить практику на судах, не отвечающих международным требованиям в части охраны здоровья и безопасности. Особенно это касается черноморского региона. Как следствие, нарушаются их социально-трудовые права

 – В целом я прекрасно понимаю, что к концу обучения мне может не хватить плавательского ценза для рабочего диплома, и готов, если что, добирать его после вуза. Просто другого выбора не останется: захочешь в море – пойдешь кадетом еще раз, куда угодно и как угодно, – сетует третьекурсник ГУМРФ Николай Матвеев.

↑ 

Наверх