31.07.2018

«Наташа» в эфире

Наталия Шалашова, инструктор Балтийской территориальной организации Российского профессионального союза моряков, больше десяти лет проработала радиооператором первого класса на радиоцентре Балтийского морского пароходства, параллельно заочно окончила Ленинградское мореходное училище по специальности радиотехник. И сейчас свободное время посвящает своему увлечению – радиолюбительскому спорту. Коллегам-радистам она известна по позывному R1LN.

Как рассказывает сама Наталия, именно в «радиолюбители» она попала благодаря Олегу Степановичу Ключареву, легендарнейшей личности, как его называли коллеги – радисту «№1»,  которого теперь, к сожалению, уже нет в живых.

– 29 мая 2016 года у Олега Степановича собрались его знакомые радиолюбители, чтобы поздравить с 101-м днем рождения, – говорит Н. Шалашова. – Это совершенно особый круг общения, интересные беседы, и я решила, что тоже хочу в этот мир увлеченных своим делом людей, тем более о радиосвязи некоторое представление имею. Так я попала в радиоклуб на территории Электротехнического института, где меня приняли в ряды радиолюбителей, присвоили вторую категорию и позывной сигнал R1BDZ. А тонкостям радиолюбительского спорта меня стал обучать Николай Михайлович Сашенин – начальник любительской радиостанции на ледоколе «Красин», и 25 июня 2016 я впервые вышла в эфир, а в начале 2017 года получила уже первую категорию и новый позывной. Своей радиостанции у меня пока нет, поэтому работаю с ледокола «Красин».

Как-то во время отпуска я была в США и в Нью-Йорке встретилась с земляком – радиолюбителем, который эмигрировал еще в восьмидесятые годы. Он работает дистанционно, сама станция установлена где-то в Массачусетсе, ведь Нью-Йорк – город небоскребов, соответственно, много помех для работы в эфире. Когда я включила микрофон, он предупредил: «Тебя сейчас весь мир слышит!» И действительно, как только я назвала свой позывной, на меня буквально «набросились» радиолюбители. Так что нас не так уж и мало.

Еще была забавная ситуация в Сан-Диего, где находится база авианосцев. Там на приколе стоит огромный корабль-музей «USS Midway». Я с интересом пошла на экскурсию, которые проводят моряки-ветераны, служившие на этом судне. Попросила показать радиорубку, там это все в свободном доступе, и оттуда я передала на телеграфном ключе: «My name is Natasha. I am from Russia». Сказать, что американцы были очень удивлены – ничего не сказать. Кстати, «Midway» участвовал в «Museum Ships Weekend 2018», но я не встретила их в эфире из-за разницы во времени.

Это мероприятие несколько лет подряд проводит команда единомышленников-радиолюбителей с американского военного корабля-музея «USS New Jersey». Примечательно, что в этом году список расширился до 108 судов-участников по всему миру, а Россия представлена радиостанциями легендарного крейсера «Аврора» (позывной RF1A), отметившего в прошлом году 100-летний юбилей, ледокола «Красин» (R1LK), а также любительской станицей подводной лодки Б-396 «Новосибирский Комсомолец» (RU3AWK). Позывной «Красина» в рамках «Museum Ships Weekend» звучит в эфире с 2012 года. Вместе с другими членами радиоклуба в эфир выходит и Наталия Шалашова.

– Что касается «дней активности», прошедших в этом году в июне, то мы очень славно поработали, получили больше пятисот QSO, – делится впечатлениями Наталия. – На связи были в основном российские радиолюбители и европейцы: поляки, чехи, сербы, шведы, немцы, болгары, французы, итальянцы. А вот с ближайшей соседкой-Финляндией связи почти нет – она находится в так называемой «мертвой зоне».

Летом на «Красине» много гостей. К нам приходили радиолюбители из Чехии, Польши, Магадана и даже из Дагестана. Все они поработали в эфире под позывным Красина.

Вообще, радиолюбители – особенные люди! Они очень дружные, помогают во всем, поддерживают друг друга. У них свой «особый» язык, состоящий из позывных и кодовых выражений. Казалось бы, кому это интересно в век Интернета? Но в том-то и дело, что Интернет – это для всех: кто хочет, тот заходит и пишет, что в голову взбредет, а здесь совсем другое дело. Во-первых, получить позывной не так просто, надо сдать экзамен, да и «телеграф» не всем дается. Аппаратура – тоже не дешево, чтобы антенну установить на обычном доме, нужно разрешение. Так что можно сказать, что радиолюбительство это «закрытый клуб», и я очень рада, что меня туда приняли.

Сейчас в моем бортжурнале около трех тысяч QSO. На счету несколько QSO с японскими радиолюбителями, они очень добросовестные, обязательно присылают свои QSL-карточки, правда идут они очень долго – в этом году я их получила за 2016 год! У меня есть карточки из Индонезии и Сингапура, очень хочу получить из Австралии, впрочем,  и побывать там тоже.

Как говорит Наталия Шалашова, среди радиолюбителей очень много бывших радистов с морских судов. И это просто замечательно, что несмотря на то, что должность радиооператора постепенно исчезла с флота, сообщество радистов все же живет, а эфир полон их позывными.


По материалам БТО РПСМ

↑ 

Наверх