27.07.2018

На флоте мелочей не бывает

Еще в школе у Сергея Ефремова, третьего помощника капитана танкера «Театральный бридж» группы «Совкомфлот», не осталось никаких сомнений в выборе профессии: только моряком. И, надо сказать, за 12 лет, отданных флоту, разочароваться не пришлось ни разу.

На практике во время учебы в Государственном морском университете имени адмирала Ф.Ф. Ушакова Сергей объехал полмира. Австралию, Кувейт и Мексику он открыл для себя, когда ему еще не стукнуло и двадцати, в статусе кадета компании «Columbia». Первые уроки по практической навигации тогда еще курсанту давал тогда замечательный капитан Олег Александрович Котов.

Не испугала его даже изнанка профессии, которая слегка приоткрылась уже на преддипломной практике, на этот раз в компании «Евронавик». Судно попалось старенькое, снабжение с задержками, постоянные перебои с пресной водой и работа на коротком плече в режиме постоянного аврала. Бенин – Нигерия – Кот-д’Ивуар: Западная Африка как она есть, со всеми своими опасностями.

– Часто ходили в Порт Харкорт вверх по  Бони Ривер, – вспоминает Ефремов. – Эта речка – настоящее «кладбище погибших кораблей», как в приключенческом кино. Запомнились остовы брошенных судов, торчащие из воды. Швартовались мы порой прямо к пальме, а сразу после наступления сумерек начинался комендантский час. Зато я получил хороший навык общения с портовыми властями в странах третьего мира. Поверьте, там нужны особые умения.

И в Африку, и в Австралию Сергею довелось вернуться много лет спустя. Но было это уже совсем по-другому.

Зимой 2017-го, работая в «Совкомфлоте» на теплоходе «Театральный бридж», он попал в Уолфиш-Бей, главный порт Намибии. Там судну предстояли плановые ремонтные работы, связанные с заменой деталей в дэйдвудном устройстве.

– Процедура эта сложная, проводится крайне редко, поэтому готовились к ремонту долго и очень тщательно, – рассказывает Сергей Ефремов. – Танкер поставили к причалу судоремонтного завода, загрузив предварительно так, чтобы утопить нос, а корму и гребной винт наоборот поднять. Такое не каждый день увидишь! Дел хватало у всех. На палубе следили за швартовыми, в ЦПУ машинная команда во главе с нашим стармехом Максимом Чуприковым не спускала глаз с датчиков. Но настоящая магия в это время происходила на пульте управления грузовыми операциями. Балластные воды по команде старпома Сергея Сардарьяна выкачивали из одних танков в носовой части судна и заполняли другие, в кормовой. В этих условиях просчитать крен и дифферент – как решить опасную головоломку: ошибешься, и танкер может вообще переломиться. Да, это был бесценный опыт для всего экипажа, в том числе и для меня лично. После такой сложной многоходовки любая рядовая грузовая операция кажется заурядной.

И уж тем более приятно было всей команде, завершив свою часть работы и передав эстафету судоремонтникам, увидеть сам Уолфиш-Бей – лицо такой экзотической страны как Намибия:

– Это бывшая немецкая колония, по сравнению с остальной Африкой и даже ЮАР, здесь все чисто, ухоженно и как-то даже по-европейски. И особенно мы отметили безопасность, и, в первую очередь, отсутствие «темных» личностей, которые обычно сутками напролет трутся возле африканских портов.

В Австралию ему также довелось вернуться уже на судне «Театральный бридж». Крайний рейс Сергея как раз прошел между ней и Юго-Восточной Азией. Трафик в этом динамичном и быстро развивающемся регионе, как известно, просто зашкаливает.

– Любая сингапурская вахта – это испытание для команды мостика, – рассказывает он. – Четыре часа проходят в постоянном маневрировании. Ну и знаменитые азиатские рыбаки-лихачи тоже заставляют всех предельно сосредоточиться. В любой момент они могут выскочить прямо по курсу в шаге от столкновения. Иногда, бывает, подходишь к какому-нибудь китайскому мегаполису вроде Гуанчжоу, смотришь на радар, а он весь светится от рыбацких джонок. Даже удивительно, как тут еще рыба осталась. Кстати, китайцы на своих сейнерах еще и навигационные огни включают далеко не всегда. А вот их соседи корейцы – совсем другое дело. Их, конечно, тоже очень много, но при этом они правильные ребята. У них AIS снабжены не только траулеры, но даже каждая веха, к которой крепятся сети.

Особенностям работы в регионе можно противопоставить тщательную подготовку офицеров. Капитан судна Александр Дмитриевич Акулич сделал правилом на мостике регулярные штурманские занятия, даже если предстоит посещение знакомого порта. Осадки, мели, общение с властями, каким бортом швартоваться – все это на флоте не мелочи.

Стоит спуститься чуть южнее – и обстановка меняется. Трафик вокруг Австралии уже не такой сумасшедший. Дарвин, Брисбен, Гладстон – в этих австралийских портах все подчинено строгим правилам и четкому расписанию, никакой лишней суеты, никакой рыбацкой вольницы.

– Зато у австралийцев пунктик по поводу экологии, – говорит Сергей. – Как-то раз портовые власти обнаружили у наших ребят на судне резные брелоки из Кении. Так они их несколько часов чуть не под микроскопом рассматривали, боялись, видимо, что мы каких-нибудь африканских жучков к ним на зеленый континент завезем.

А еще впервые в этом рейсе Сергею Ефимову пришлось работать без бумажных карт – только с электронными:

– Это, конечно, сильно облегчило работу штурмана в таком непростом регионе. Вспоминаю, как раньше бегал от ECDIS к радару, а потом к бумажным картам с линейкой и штурманским транспортиром в зубах. В условиях Южно-Китайского моря, кишащего вечными рыбаками, это была та еще нервотрепка.

Источник: ЮТО РПСМ

↑ 

Наверх