25.07.2018

Круинг по-астрахански (часть 2)

В Российский профессиональный профсоюз моряков (РПСМ) обращаются моряки, испытывающие проблемы после трудоустройства на суда через круинговые компании Астрахани. Они платят за это деньги, за свой счет оплачивают перелеты до места отхода судна, верят в сказки, что все будет хорошо, и попадут они на чудо-теплоход, при этом даже не имеют договора с судовладельцем на руках. Например, один моряк заплатил 25 тысяч рублей за услуги трудоустройства некому ООО, чтобы работать у турецкого судовладельца. Знал ли он, что это незаконно? Скорее всего, он даже не подумал об этом, поверив в обещание приемлемой зарплаты. К сожалению, это типичная ситуация для астраханского круинга. Попробуем разобраться, на что же следует обращать внимание, чтобы не попасться на крючок неблагонадежных компаний.

Доверяй, но проверяй

Есть в Астрахани такие фирмы, на сайтах которых возможно найти только адрес и телефон, при этом, если пробить этот сайт через другой поисковик, номера телефонов указаны иные. Иногда по одному адресу числятся сразу несколько круингов с разными названиями, но одинаковыми контактами. Порой у компании вообще отсутствует сайт или он не работает или же открывается, но пользоваться им невозможно из-за обилия рекламного контента сомнительного содержания. Или же указаны в контактах только мобильные телефоны, которые имеют свойство оказываться вне зоны действия сети, и найти компании уже никогда не представится возможным. При таких нестыковках претенденту на работу следует сразу же насторожиться.

Отметим также, что Международная конвенция МОТ о труде в морском судоходстве 2006 года, ратифицированная в России в 2013 году, запрещает взимать с моряков деньги за трудоустройство. Закон допускает лишь расходы моряка за получение медицинского свидетельства, удостоверения личности моряка и паспорта или других аналогичных личных документов в случае, когда моряк не состоит в трудовых отношениях с работодателем, а является соискателем работы. Расходы, связанные с получением виз, также несет судовладелец.

Знать, как дважды два

Если в разделе «Предмет договора» прописано: «Исполнитель» обязуется в течение срока действия договора оказывать «Заказчику» (т. е. моряку) услуги по трудоустройству на суда смешанного «река-море» плавания и морские суда, «Заказчик» обязуется оплатить эти услуги на основании п. 3.1 настоящего договора», где прописана сумма, закрывайте этот договор и не тратьте время на его прочтение – перед вами мошенники.

«Моряки должны знать, как дважды два, что лицензированные круинговые компании с хорошей репутацией не берут деньги за трудоустройство на судно, это незаконно», – поясняют специалисты РПСМ.

Помимо этого при собеседовании в круинге морякам обязательно следует уточнять данные о судовладельце, принимающем его на работу. В чатах астраханские моряки сетуют на то, что при приеме на судно некоторые компании умалчивают информацию о судовладельце до подписания договора. Если при устройстве на работу вы услышали речь примерно такого содержания: «Полную информацию о судовладельце получите после того, как подпишете с нами договор. После этого мы дадим вам координаты компании, вы с ними свяжитесь и уже с ними обговорите все нюансы работы», – скорее вешайте трубку и забудьте о таком круинге, это мошенники, предупреждают в профсоюзной организации моряков.

Безусловно, в Астрахани есть и добросовестные компании: Baltic Group International, Briese Swallow, «Волготранс». Это могут быть как основанные в городе, так и филиалы, головные офисы которых находятся в других городах. Такие компании, как правило, имеют собственную корпоративную почту и сайт, где представлена полная информация о деятельности, о вакансиях и указаны «живые» стационарные и мобильные номера телефонов для связи. Они имеют четкий алгоритм работы.

Прежде чем приступать к работе, моряк должен обязательно ознакомиться с политикой компании-судовладельца, где будет трудиться. Узнать тип судна, название, особенности, кто оператор, если судно находится в оперировании, получить координаты компании, изучить нюансы будущей работы. И только если все устраивает, заключить договор с агентством, а затем и с судоходной компанией, причем в письменной форме, чтобы иметь экземпляр документа при себе. А уже потом с полным пакетом документов устраиваться на определенный теплоход.

В договоре с моряком обязательно должны быть указаны: должность, профессия или специальность с указанием квалификации, конкретный вид поручаемой работы; тип или наименование судна; дата начала работы; срок действия договора; условия труда на рабочем месте; условия оплаты труда; режим рабочего времени и времени отдыха; условия и порядок репатриации. Он должен быть полностью заполнен.

При этом агентство должно обеспечить соответствие трудового договора действующему законодательству государства флага судна, а также положениям коллективного договора (при его наличии) между судовладельцем и профсоюзом моряков. В случае если предстоит международный рейс, договор должен быть подписан на английском языке.

На астраханских форумах попадаются сообщения: «в договор мы особо не вчитывались, главное – заработная плата». Такой подход зачастую на руку мошенникам и лишает моряков зарплаты. Чтобы получить честно заработанные деньги, следует всегда внимательно читать то, что потом подписывается, и иметь на руках в рейсе оригинал трудового договора, а его копию – дома.

Чтобы сэкономить собственное время и нервы, найти ответственную компанию, моряку рекомендуется ознакомиться со списком лицензированных круинговых агентств на сайте Российского профессионального союза моряков – www.sur.ru или обратиться за консультацией в отделение РПСМ в своем регионе.

↑ 

Наверх