24.07.2018

Круинг по-астрахански (часть 1)

В Российский профессиональный профсоюз моряков (РПСМ) обращаются моряки, испытывающие проблемы после трудоустройства на суда через круинговые компании Астрахани. Они платят за это деньги, за свой счет оплачивают перелеты до места отхода судна, верят в сказки, что все будет хорошо, и попадут они на чудо-теплоход, при этом даже не имеют договора с судовладельцем на руках. Например, один моряк заплатил 25 тысяч рублей за услуги трудоустройства некому ООО, чтобы работать у турецкого судовладельца. Знал ли он, что это незаконно? Скорее всего, он даже не подумал об этом, поверив в обещание приемлемой зарплаты. К сожалению, это типичная ситуация для астраханского круинга. Попробуем разобраться, на что же следует обращать внимание, чтобы не попасться на крючок неблагонадежных компаний.

По информации из открытых источников, в Астрахани работают около 20 круинговых компаний, а это немало для полумиллионного портового города. Для сравнения, в Санкт-Петербурге с населением более пяти миллионов человек, по оценке генерального директора «Балткруинга» Александра Косовского, их порядка 70. По идее, конкуренция должна убрать с рынка неблагонадежные конторы, однако именно в астраханском регионе моряки часто сталкиваются с мошенничеством. Ущемление их интересов, как при трудоустройстве, так и во время работы на судне, к сожалению, не редкость. С недобросовестными игроками, нанимателями и работодателями, сталкиваются во всем мире. Поэтому важно, чтобы соискатели работы еще на стадии трудоустройства уделяли особое внимание проверке информации и знали, на что следует обратить внимание, вступая в диалог с круинговой компанией.

Наглядный пример

Для понимания всей глубины проблемы приведем жизненный пример. Один моряк поверил объявлению в интернете о трудоустройстве и отправил на адрес астраханского круинга анкету. Вскоре раздался звонок, и девушка приятным голосом сообщила, что его кандидатура одобрена, предложив прийти в офис для подписания договора об оказании возмездных услуг по трудоустройству. Кроме того, она сообщила, что моряк должен купить билеты до Владивостока за свой счет, якобы такова политика судовладельца: в первый контракт работник сам оплачивает дорогу, а потом, если он устроит судовладельца, дорогу будет оплачивать судовладелец.

Моряк подписал договор с астраханской круинговой компанией на оказание возмездных услуг по трудоустройству и за свой счет отправился во Владивосток. Там он увидел, что теплоход, на который его устроил круинг, стоит у причала якобы в ремонте. Ремонт, как выяснилось, длится уже более года, и судовладелец на него денег не выделяет, поэтому неизвестно, когда он закончится.

Конечно же, моряк связался с круингом и довел до его сведения сложившуюся ситуацию, попросив вернуть деньги за трудоустройство и оплатить проезд из Владивостока в Астрахань, но ничего не добившись, вернулся домой за свой счет. По возвращении он посетил злосчастную астраханскую компанию, где написал претензию с требованием вернуть уплаченные по договору деньги за трудоустройство – 20 тысяч рублей, стоимость авиабилетов Астрахань-Владивосток-Москва и стоимость автобусного билета Москва-Астрахань. Директор фирмы получил претензию и взял тайм-аут на совет с юристом, а через некоторое время сообщил, что ничего возвращать не будет, хотя в договоре четко прописано в одном из пунктов, что при отмене рейса или постановке судна на ремонтные работы исполнитель обязуется вернуть заказчику деньги, которые уплачены за трудоустройство. Кроме того, согласно ст. 29 Закона о защите прав потребителей, моряк имеет право на возмещение всех расходов в связи с ненадлежащим оказанием услуг, то есть в данном случае, расходов на дорогу.

Понимая, что добиться в одиночку справедливости невозможно, он обратился на «Прямую линию» в Российский профессиональный союз моряков за помощью. РПСМ провел нужную работу, и для моряка все хорошо закончилось благодаря поддержке профсоюза: ему вернули деньги в полном объеме, порядка 56 тысяч рублей, правда, с условием отдать оригинал договора и все билеты. Как говорится, все концы в воду – без документов в случае жалобы на компанию доказать ничего невозможно.

А ведь есть еще один моряк, который, оплатив круглую сумму за трудоустройство, улетел за свой счет из Астрахани во Владивосток, да так и ждет там починки судна, на которое его отправил астраханский круинг. Денег на билеты на дорогу домой у него нет. Вопрос: дождется ли он, когда ржавый поломанный теплоход выйдет в рейс? Ему передали все контакты РПСМ во Владивостоке, чтобы помочь решить проблему, но он в профсоюз так и не обратился, вероятно, потому, что круинговая компания недовольных моряков включает в «черный» список и говорит, что те никогда не получат работу.

Попали на крючок

Развитие интернет технологий и средств связи открывает труженикам моря новые возможности: как быстро сигнализировать коллегам-морякам о проблемном нанимателе, так и проверять информацию о компании. Поэтому не удивительно, что в настоящее время ключевым источником информации о лже-круинге становятся чаты профессионального сообщества, изучение которых позволит избежать печального опыта. Много претензий, предупреждений, разоблачительных постов поступает из Астрахани, где мошеннические схемы трудоустройства стали скорее нормой, чем исключением. «Нет в Астрахани круингов. Есть «плати деньги, и мы вас зашлем, а там как повезет» или «не заплатим никогда, новых наберем, у нас очередь в коридоре стоит», – так охарактеризовал в чате сайта www.morehod.ru общую ситуацию, сложившуюся в этом городе, один из моряков.

Нередки здесь случаи, когда мошенники меняют название круинга, чтобы не вызвать подозрения у своих будущих жертв. Так, одна астраханская компания минимум три раза сменила название, о чем предупредил на форуме своих земляков и коллег моряк-электромеханик: «Скрывать нечего, попал в рога-и-копыта. Уже после первого месяца работы понял, что зарплаты тут не увижу, и написал на замену. Замену мне не предоставляли, поэтому пришлось поработать еще месяц с немногим. Зарплату я так и не увидел. Жилищные условия ужасные были. Кушали скудно, благо повар был замечательный – готовил прекрасно. Снабжения нет, даже лампочек не привозили. Когда я все-таки списался, то компании по документам уже не было. Но люди в офисе те же».

В Астрахани уже были официально зафиксированы случаи мошенничества, когда от лица солидной круинговой компании недобросовестные работодатели предлагали устроиться на суда. При этом шенгенскую визу необходимо было оформить почему-то в Турции за 15 тыс. рублей, и также было поставлено условие обязательной вакцинации от желтой лихорадки при предполагаемой работе в Европе. По рассказам моряков, все предложения приходили с одного номера, зарегистрированного в Астрахани. Контракт для подписания приходил не с корпоративной почты, а с @mail.ru, что уже вызывает подозрения.


↑ 

Наверх