17.07.2018

История моряков судна «Фаина» глазами их родственников

Пиратство на море испокон веков представляло одну из актуальных проблем для судоходства. Однако самым нашумевшим в свое время стал захват украинского судна «Фаина». Нападение произошло вечером 25 сентября 2008 года в нейтральных водах недалеко от побережья Кении. «Фаина» следовала под флагом Белиза и перевозила военную технику. Ценность груза дразнила аппетит захватчиков, переговоры шли тяжело, пираты грозили взорвать судно в случае неполучения выкупа и продлевали срок ультиматума. Долгожданная развязка с захватом теплохода наступила только спустя пять месяцев. Своими воспоминаниями о тяжелом времени поделился родитель одного из членов экипажа судна – капитан Виктор Шаповалов.

– Пираты встретили моряков с претензиями: «где вас носило, у нас уже топливо на исходе, вторые сутки ждем в этой точке», – пересказывает Виктор Шаповалов воспоминания сына, боцмана на пароходе «Фаина».

Тогда по выходу из Суэцкого канала сломался один из двигателей судна, и оно действительно прибыло в «эту точку» с опозданием. Реакция сомалийцев подтвердила в глазах многих расхожее мнение о том, что они были заранее предупреждены о маршруте и грузе.

Капитан Виктор Шаповалов в то время находился в рейсе. О захвате «Фаины»  узнал в одном из портов Бразилии – морской агент принес газету, где был размещен снимок пленных моряков, он был довольно четкий, и рассмотреть лица не составляло труда.

Спустя полтора месяца по окончанию срока контракта капитан вернулся домой. Единственной информацией, которой родные владели о ситуации, – это объявленная сумма выкупа, тогда она составляла 18 миллионов долларов (изначально речь шла о 35 миллионах).

– Не с кем было поддерживать связь, родители обращались в Администрацию Президента, Министерство иностранных дел, консульский департамент МИД. Попытки были безрезультатны – в переговоры с родственниками не вступал ни владелец груза, ни владелец судна, – вспоминает Шаповалов.

Тогда выйти из информационного вакуума они попытались посредством СМИ. На телеэкранах выходили сюжеты с их участием, комментариями. На тот момент шел третий месяц со дня захвата теплохода, а сумма выкупа снизилась до 5 миллионов долларов.

Судовладелец, как и прежде, на звонки не отвечал. Власти, как отмечает Шаповал, воспринимали сложившуюся ситуацию как неразрешимую: «Мне говорили: ты же капитан, сам прекрасно понимаешь, какой это труд. Министерство обороны Украины должно связаться с Министерством обороны США, чтобы те, в свою очередь, связались со штабом пятого флота BMC США, который базируется в Бахрейне. Штаб должен связаться с командирами флота, которые стоят рядом с «Фаиной» и так далее и тому подобное».

Однажды Шаповалову все же удалось поговорить с сыном. Связаться с родственниками дали и другим морякам, находящимся в плену.

– Думаю, пираты обратились к родственникам членов экипажа уже в отчаянии добиться чего-либо от государства, – считает капитан.

Долгожданная развязка с захватом «Фаины» наступила спустя две недели после первого телефонного звонка, поступившего от пиратов. Получив необходимую сумму, преступники начали покидать судно небольшими группами, а днем 5 февраля от «Фаины» отчалила лодка с последними из них.

В сопровождении американского военного корабля судно дошло до кенийского порта Момбаса, экипаж сменился, моряки, 133 дня проведшие в плену, были эвакуированы.

Бывалый капитан Виктор Шаповалов, исходя из своего опыта, рассказал, что делать в случае захвата судна пиратами:

– Во-первых, ни в коем случае не стоит проявлять героизм. Это может привести к необратимым последствиям и даже смерти. Если судно уже подверглось нападению и капитан ничего не смог предпринять (маневрировать судном, отбиться), если на судне нет цитадели, в которой можно укрыться, то следует безоговорочно выполнять все требования пиратов. Самое ценное, что у вас есть – это жизнь. Во-вторых, все дальнейшие действия должны исходить от государства (граждане которого находятся в плену) и судовладельца: они вступают в переговоры, добиваются освобождения судна и членов экипажа.

Капитан рассказал и о работе системы реагирования на судах. Так, сейчас практически на каждом из них есть система SSAS, так называемая тревожная кнопка. Как правило, их две, редко – три. Одна устанавливается на мостике, вторая – в каюте капитана (обязательно укрыта от прямых взглядов). В случае нападения капитан нажимает на кнопку. Военные корабли, патрулирующие этот район, получают координаты судна, его название, подходят к нему, а судовладелец автоматически получает сведения о захвате.

На вопрос, какие существуют планы самоорганизации в плену, капитан объясняет – «все сугубо индивидуально», ведь каждый человек по-своему реагирует на произошедшее.

Существует довольно много факторов, препятствующих разработке подобных механизмов защиты. Например, психологическая особенность личности, методы запугивания или насилия, используемые пиратами. У последних был большой ассортимент пыток, признается капитан.

– Одному из членов команды на тот момент исполнилось 18 лет, это был его первый рейс. Бандиты периодически выводили его на палубу и стреляли мимо головы. Когда остальные члены экипажа говорили: «хватит трогать пацана, берите нас», то получали прикладом в ребра, – пересказывает капитан Шаповалов воспоминания сына.

Рядовой состав все это время находился в одноместной каюте, спали по очереди. Командный состав – на мостике. Кроме психологического насилия активно применяли физическое – например, морили голодом.

– Если жаловались на голод, то те глумились над ними: «хотите кушать, пожалуйста, в камере лежит тело вашего капитана, можете приступать», – рассказывает Виктор Шаповалов.

Не существует, к сожалению, и прописанного правила восстановления после освобождения из плена. Разумеется, после акта пиратства должна предусматриваться реабилитация, но в основном, по словам капитана, моряки ее все же проходят в собственных семьях.

– Из четырнадцати рядовых членов экипажа, которые находились в одной каюте, один покончил жизнь самоубийством после освобождения, двое попали в психиатрическую клинику, восемь зареклись больше не выходить в море. Предугадать последствия нападения и то, как оно повлияет на дальнейшую жизнь моряка, – невозможно, – заключает капитан Виктор Шаповалов.

Однако от моря отказались далеко не все. Как, например, Виктор Никольский, который в ноябре прошлого года был награжден золотым «Знаком почета РПСМ». В 2008 году он с 6 февраля исполнял на «Фаине» обязанности капитана. Виктор посоветовал молодым морякам не бояться трудностей, которые могут встретиться им на пути. Он уверен, что если человек действительно создан для этой работы, то море станет для него всей жизнью.

– После нападения пиратов в 2008 году я еще раз убедился, что моряк – это не просто профессия, а состояние души. Ведь, несмотря на то, что мы пережили, я не отказался от флота и продолжил работу. По первости даже вновь рвался в рейсы, проходящие у берегов Сомали, чем изрядно напугал свою семью. Подвигом этот случай не считаю, ведь в тех условиях каждый смог показать то, на что был способен, – говорит Виктор Никольский. 

Источник: The Maritime Telegraph

↑ 

Наверх