16.07.2018

Риски использования соцсетей

В 2017 году сухогруз ждал захода в нигерийский порт, когда на борту заметили две приближающиеся к ним пиратские лодки. К счастью, это произошло средь бела дня, поэтому экипаж увидел пиратов ещё издали, успел вызвать помощь и укрыться в цитадели до того, как они проникли на борт. Пираты покинули судно незадолго до прибытия нигерийских ВМС, и никто не пострадал. Этот инцидент закончился как нельзя лучше для экипажа. Однако, вернувшись на берег, команда по реагированию на кризисные ситуации лихорадочно пыталась «заделать брешь» в  безопасности, которая могла поставить под угрозу всю команду.

Все началось с того, что один из моряков «беседовал» по WhatsApp с друзьями, которые находились  на другом судне, рассказал  Дастин Эно, главный операционный директор и менеджер по реагированию на кризисные ситуации Navigate Response.  WhatsApp является зашифрованной службой обмена  сообщениями, и у моряка был частный разговор, однако, один из друзей решил предупредить судоходную компанию через страницу своей компании на Facebook.

«Таким образом, то, что казалось частным  закрытым групповым чатом, фактически оказалось публичной страницей»,  –  пояснил он. В опубликованном посте  содержалась информация о том, где укрылись моряки, и сколько их на борту. Эту информацию могли «подхватить» и распространить средства массовой информации, и тем самым усложнить усилия по спасению моряков со стороны властей. Могло быть и хуже,  если бы оказалось, что это устаревшая или вообще фейковая информация. 

Когда сомалийское пиратство было на пике,  преступники использовали комплексные методы  координации нападений, включая мониторинг  сообщений в новостях для сбора информации о передвижениях военных кораблей. Хотя Эно подчеркнул, что эта тактика сегодня, по-видимому, не используется пиратами, лучше перестраховаться, чем потом сожалеть о том, что в сеть попала информация, которая поставила под угрозу безопасность судна и людей. Ноэль Чунг, глава малайзийского Центра сообщений о пиратстве Международного морского бюро (IMB), подчеркнул, что очень рискованно делиться в приложениях информацией обо всём, что касается пиратства, особенно если речь идёт о происходящих непосредственно в момент переписки происшествиях.

«Любой может сообщить о нападении, а для проверки подлинности этой информации требуется время», –  сказал он и добавил, что ложные сообщения отнимают  время, силы и деньги. Сейчас обо всех  инцидентах докладывают посредством голосовых сообщений. Кроме того, капитан или другой член командного состава в случае чрезвычайной ситуации подаёт сигнал бедствия на борту». 

Служба помощи и круглосуточная «горячая линия» IMB  позволяют экипажу сообщать о любых инцидентах, связанных с пиратством, морскими преступлениями или другими проблемами безопасности по электронной почте, телефону и факсу. Господин Чунг подчеркнул важность сообщений о нападениях в местные органы власти и центр сообщений о пиратстве IMB в соответствии с циркуляром ИМО №1334. Если не передавать информацию о нападениях через  официальные каналы, то реальный уровень опасности в том или ином регионе может быть оценен неправильно, со всеми вытекающими последствиями, включая недостаточное количество военных кораблей, которые будут направляться туда для обеспечения безопасности. Если реальный уровень угрозы будет не ясен, власти не посчитают нужным тратить деньги на усиленные патрули. 

«Например, если в районе имели место 30 нападений, но только одно судно сообщило об инциденте, то официально в этом регионе будет зарегистрировано одно это  нападение, и власти не выделят денег на  усиленное  патрулирование этого региона или другие адекватные меры обеспечения безопасности», –  пояснил господин Чунг.

Что касается члена экипажа, который разместил информацию о нападении пиратов на Facebook, Эно сказал, что их фирма,  Navigate Response, сумела отследить его, объяснить ситуацию и быстро удалить пост. Тем не менее, нужно понимать, что однажды размещенная  в интернете публикация, даже после её удаления, может «гулять по сети» ещё очень долго, потому что её могли успеть перепостить, поделиться её или просто скопировать. 

Судоходная компания пересмотрела свою политику в отношении использования членами экипажа социальных сетей и распространила среди своих моряков памятку, в которой разъясняются потенциальные опасности  безответственного размещения информации в сети. Подобные случаи  могут навести компании на мысль об ограничении доступа к интернету и сайтам в социальных сетях, однако господин Эно считает, что такие «драконовские» меры не принесут желаемого эффекта. «Моряки будут игнорировать этот запрет. Чтобы быть эффективной, политика в отношении социальных сетей не может носить запретительный характер. Вместо этого лучше обратить внимание работников на возможные риски, с которыми могут  столкнуться компании и частные лица, и дать рекомендации по безопасному пользованию интернетом», –  сказал он. 

Зло скрывается  в мелочах

Для большинства из нас социальные сети и приложения для общения являются неотъемлемой частью повседневной жизни. Мы редко подумаем дважды, прежде чем поделиться фотографией с друзьями через  WhatsApp или Facebook. Однако, преступникам бывает достаточно одного твита для того, чтобы «раскопать» множество подробностей о том, какое оборудование используется, и что ценного есть на борту. Более того, иногда даже можно узнать о местонахождении судна. 

Господин Эно привел один пример. Член экипажа одного судна вышел на мостик, чтобы сфотографировать красивый восход солнца.  «На каждом навигационном мостике находится ЭКНИС, и обычно на нём записаны имя пользователя и пароль. В то время как одни  люди будут рассматривать на фотографии прекрасный морской  пейзаж, преступник будет всматриваться в то, что находится на заднем плане, и может заметить этот пароль».


Источник: Fairplay.com, перевод: ЦИА РПСМ 

↑ 

Наверх