12.07.2018

«Нам с профсоюзом по пути» (часть 1)

Моряки, которым предстоит работать на судах с системой динамического позиционирования, приезжают в Петербург, чтобы пройти курсы в Институте дополнительного профессионального образования (ДПО) ГУМРФ им. адмирала С. О. Макарова. Их решение легко понять: именно здесь действует единственный в России международный аккредитованный центр, где обучают работе с данной системой. Помимо этого, Институт предлагает программы, по которым занимаются не только российские, но и иностранные моряки. Поэтому те, кому важно получить не просто «корочку», но реальные знания и умения, приезжают сюда даже с другого конца страны. О том, как удаётся держать планку качества на высоте и какие направления работы особенно востребованы, рассказал директор Института ДПО Сергей Айзинов.

МПВ: Институт ДПО занимается повышением квалификации и переподготовкой различных категорий специалистов, среди которых не только члены экипажей. Кто ещё приходит на обучение?

СА: Мы стараемся быть такой структурой, которая обеспечивает необходимыми навыками и знаниями специалистов водного транспорта в широком смысле. Моряки и речники, лоцманы, операторы систем управления движением судов, сотрудники судоходных компаний и портов, отвечающие за безопасность, гидротехники, инспекторы морского и речного регистров судоходства, государственного портового контроля, специалисты стивидорных компаний – всем этим людям требуется повышение квалификации, например, в связи с изменениями в национальном законодательстве или в международных конвенциях. И когда появляются новые требования, руководитель предприятия направляет работников к нам на курсы. У нас шесть структурных подразделений по различным направлениям в Петербурге, а также аффилированные с нами структуры ДПО в Мурманском, в Архангельском и Московском филиалах ГУМРФ. Самым крупным  среди них является Морской учебно-тренажёрный центр (УТЦ) в Петербурге. Здесь находится международный аккредитованный центр – к слову, единственный в России – по подготовке судоводителей и судомехаников для работы с системами динамического позиционирования, которые позволяют удерживать судно в заданной позиции длительное время исключительно посредством использования движителей. Такая система обычно применяется в нефтегазовой области. Мы готовим экипажи судов-снабженцев, которые подходят к платформам для доставки груза, учим их работать с движителями, в том числе в штормовых условиях, ведь судно снабжения должно легко выдерживать до шести баллов шторма при проведении перегрузочных операций. На базе Института действует авторизованный компанией – производителем оборудования учебный центр «Катерпиллар», где обучаются специалисты по обследованию, ремонту и эксплуатации двигателей одноимённой фирмы. Этот центр является вторым официально аккредитованным в Европе, первый находится в Испании. Важную роль играют также учебные центры ДПО судоводителей, судомехаников и электромехаников, которые обеспечивают тысячам офицеров торгового флота подготовку для продления и повышения уровня рабочих дипломов. Учебный центр ДПО для судоводителей готовится к освоению новой реконструированной площадки ГУМРФ на Малой Охте в Петербурге. А учебный центр для механиков и электромехаников приступил в этом году к подготовке сдаточных команд Балтийского завода, осуществляющих постройку атомных ледоколов нового поколения. Учебный центр ДПО специалистов водного транспорта сосредоточен не только на повышении квалификации «речников», но и специалистов администраций речных бассейнов, гидротехников, специалистов по морскому праву, а также судоводителей маломерных, прогулочных и парусных судов.

МПВ:Вы сказали, что крупнейшим подразделением является Морской УТЦ. Каковы основные направления его деятельности?

СА: Во-первых, все курсанты плавательных специальностей, обучающиеся в «Макаровке», проходят у нас необходимые для дипломирования программы. Когда они идут на свою первую плавательную практику, то уже знакомы с навыками выживания на море: умеют пользоваться индивидуальными и коллективными спасательными средствами, бороться с пожарами, оказывать первую медпомощь. Во-вторых, как я уже сказал, мы работаем с уже состоявшимися членами экипажей, осуществляем их переподготовку или проводим курсы для обновления знаний, восстановлению утраченных навыков, по продлению и повышению уровня их дипломов.  Одно из ключевых направлений – подготовка к плаванию во льдах в соответствии с требованиями Полярного кодекса. У нас существует ряд программ по этому направлению – от выживания в холодном климате до ледового менеджмента. Занятия ведут инструкторы с многолетним капитанским опытом плавания в Арктике и Антарктике с использованием крупнейшего в России ледового навигационного тренажёрного комплекса и учебного центра по выживанию на море. Востребованы также занятия по ликвидации разливов нефтепродуктов и многие другие. Мы работаем по индивидуальным заказам судоходных, круинговых и транспортных компаний.

МПВ: Сколько человек в среднем проходиту вас обучение за год?

СА: Могу назвать точную цифру за 2017 год, поскольку мы недавно подвели итоги: 19227 человек – примерно столько же, как и годом ранее. То есть в пределах 20 тысяч ежегодно во всех подразделениях Института ДПО в целом, но надеюсь, что со временем эта цифра будет расти, в том числе за счёт иногородних слушателей: в Петербург приезжают из других городов, в том числе с Дальнего Востока. Это происходит либо потому, что в других городах нет возможности пройти курсы, либо потому, что хотят пройти обучение именно у нас.

МПВ: С чем связана такая избирательность?

СА: Думаю, люди обращают внимание на качество: мы придерживаемся высоких стандартов в своей работе. Очень многое зависит от квалификации преподавателя, его опыта и педагогического мастерства, и мы стараемся создать школу подготовки. То есть если какой-то талантливый преподаватель на своём курсе ввёл успешную методику, мы распространяем её на другие курсы. В Институте созданы условия, чтобы его сотрудники могли делиться друг с другом своими умениями. В результате вклад каждого человека формирует систему подготовки. На её качество влияет также техническое оснащение центра. Ведь важно, чтобы люди, которые приезжают к нам, получили практические навыки, а не только теоретические знания. Для этого мы по мере возможностей стараемся инвестировать в техническую базу: программное обеспечение электронных симуляторов и само оборудование. Так, мы недавно открыли класс медицинской подготовки, оборудование для которого нам помогла закупить компания «Газпромнефть Марин Бункер». Причём оборудование настолько профессиональное, что моряков можно будет учить, как роды принимать в море: у нас и этому учат, даже манекен специальный есть. На судах торгового флота сегодня нет судовых врачей, поэтому офицерский состав должен получить качественную практическую подготовку по навыкам медицинского ухода за больными и травмированными. Мы в прошлом году подготовили наших преподавателей: они прошли курс Европейского совета по базовой сердечно-легочной реанимации, в частности, как пользоваться дефибрилляторами. Моряки должны не только уметь оказывать первую помощь, но и знать, как ухаживать за больным, уметь делать инъекции, сердечно-лёгочную реанимацию. Поверьте, это очень важная составляющая обучения. Несколько лет назад был случай, когда капитан, проходивший у нас обучение – уже немолодой – провёл реанимацию своей жене, у которой прихватило сердце. Он оказал ей первую помощь, и когда через 20 минут после вызова приехала «скорая», врачи сказали, что капитан спас жене жизнь. Так что навыки, полученные у нас, могут пригодиться не только в рейсе.

МПВ: Насколько часто приходится обновлять оборудование?

СА: В целом по центру модернизация происходит постоянно. Это связано и с физическим износом, и с концептуальным. Так, в классе по транспортной безопасности и охране судов стоит программное обеспечение, которое мы купили в 2015-ом году. Но с тех пор вышел приказ Минтранса о подготовке новых категорий специалистов по транспортной безопасности, следовательно появились требования к тому, чтобы уметь проводить досмотр лиц, заходящих на транспортные объекты повышенной безопасности. Соответственно, нужно обновлять контент электронных курсов. Может потребоваться совершенно новое оборудование. Недавно открылся порт Сабетта на Ямале, и нам пришёл конкретный запрос от Архангельского филиала Росморпорта: научить лоцманов заводить суда в новый порт. Навигационные тренажёрыу нас есть, но конкретно под Саббету – нет. Значит, нам нужна его модель: подходной канал порта, ветра, глубины… Мы должны каким-то образом собрать эти данные. Более того, необходима математическая  модель конкретного судна. Ведь на Ямале ходят суда не только с винтом регулируемого шага, но и с современными Азиподами, а это уже другая, джойстиковая, система управления. То есть мы опять должны либо самостоятельно разработать, либо заказать разработку конкретной модели судна. В данном случае мы достигли соглашения с компанией «Ямал-СПГ» – оператором терминала в Сабетте. Они заказали у «Транзаса» – производителя тренажёров – конкретную модель. Но дальше встал вопрос: кто может оценить, насколько модель совпадает с реальным судном? Чтобы это проверить, мы договорились, чтобы наш инструктор – капитан Игорь Злодеев провёл один из типовых газовозов «Борис Вилькицкий» по Севморпути. Таким образом, он получил опыт управления танкером и подтвердил, что заказанная нами модель отвечает реальным условия. И только такой непростой путь – из симбиоза современной техники, знаний конкретного инструктора, грамотно составленной программы, чьё качество подтверждено международной аккредитацией, – позволяет получить продукт, который будет реально востребован.

Продолжение следует

↑ 

Наверх