10.07.2018

Наставничество – важный этап в становлении морских специалистов

Благотворительная организация ITF Seafarers’ Trust финансирует новую программу менторства для моряков на базе университета Солент в Саутгемптоне (Великобритания), чтобы углубленно изучить и попытаться возродить феномен наставничества в судоходной отрасли.

– В последнее время найти морских офицеров, которые имеют достаточную подготовку и хотят взяться за наставничество в отношении младшего комсостава и кадетов, не так-то просто. Об этом мы регулярно слышим и от курсантов, и от работающих моряков, – говорит консультант ITF Seafarers’ Trust Кимберли Карлшоэй. – Мы надеемся, что наш новый проект поможет продемонстрировать многочисленные плюсы наставничества, включая воздействие на состояние здоровья моряков, благожелательную обстановку и охрану труда на борту.

Так, наставничество может положительно отразиться на развитии профессиональных навыков обучаемых, помочь понять, что нужно делать, для продвижения по карьерной лестнице. Оно может сплотить коллектив и привести к сокращению числа происшествий и аварий. К тому же, став ментором, у капитана или старшего помощника появляется возможность создать в коллективе атмосферу доверия и расширить профессиональное влияние.

К качествам, которыми должен обладать наставник, ITF Seafarers’ Trust относят умение обучать на основе личного опыта, налаживать доверительные отношения и эмоционально поддерживать своих подопечных, а также многое другое. Не последнюю роль играет и заинтересованность самого ментора. С этим пока возникают серьезные проблемы, потому что экипажу попросту не хватает времени, чтобы заниматься молодыми моряками. Возможно, результаты исследования ITF Seafarers’ Trust помогут найти пути заинтересовать моряков в менторстве и возродить практику сначала в Великобритании, а затем и в других странах.

Что касается России, то, по словам председателя Балтийской территориальной организации РПСМ Александра Бодни, раньше в каждом пароходстве существовала служба, в штате которой работали капитаны-наставники. Они следили за штурманами, выделяя из них наиболее способных. Когда моряка рекомендовали на должность капитана, наставник выходил вместе с ним в рейс. И по его итогам давал рекомендацию. Если претендент получал отрицательную рекомендацию, его возвращали в должность старпома до следующей попытки. Со временем эта практика сошла на нет, и даже при прохождении плавательной практики на судах найти кадетам хорошего ментора – задача не из простых.

– Наставничество дает такие практические знания, которые не прописаны в инструкциях и правилах. И если в судоходных компаниях вновь начнут внедрять эту практику, то в конечном счете можно будет воспитывать более квалифицированные, компетентные и уверенные в своих силах кадры, – уверены в Российском профсоюзе моряков.

↑ 

Наверх