06.07.2018

Внимание при швартовных операциях сбережет жизнь

Британский Клуб взаимного страхования UK P&I Club сообщил о нескольких недавно произошедших несчастных случаях во время проведения швартовных операций, почти все они закончились трагически – либо серьезными увечьями, либо гибелью моряков.

В связи с этим UK P&I Club проанализировал опасности и риски, сопряженные с выполнением швартовных операций. В отчете отмечено,  что все швартовные тросы под напряжением растягиваются до определенной степени, причем сильнее – изготовленные из синтетического волокна. Когда концы троса находятся под нагрузкой, внезапное ослабление их натяжения приводит к тому, что аккумулированная сила натяжения заставляет трос восстановить первоначальную длину почти мгновенно.

Оборвавшиеся части тросов отскакивают в направлении закрепленных концов или дальше за них с огромной скоростью, поэтому тот, кто оказывается  в зоне выхлеста швартов, рискует получить серьезную травму или погибнуть. Направление и зону, куда отскочит трос, на практике трудно предсказать, это зависит от многих  факторов, включая конкретное расположение самих швартов.

Исходя из этого, в отчете высказано мнение, что вряд ли имеет смысл наносить  на швартовной палубе постоянные отметки, обозначающие  зону выхлеста швартов, поскольку, во-первых, в каждом конкретном случае эта зона может отличаться, а во-вторых, это может привести к неоправданной самоуспокоенности членов экипажа.

В главе 26 Кодекса безопасной рабочей практики моряков торгового флота (Code of Safe Working Practices for Merchant Seafarers), разработанном Агентством морской безопасности и береговой охраны Великобритании (МСА),  в настоящее время содержатся следующие  рекомендации:

– расположение швартовной палубы таково, что всю ее площадь следует рассматривать как потенциальную зону выхлеста швартов. Вся команда, работающая на палубе, должна быть осведомлена об этом понятными видимыми обозначениями.

– Следует избегать обозначения зон выхлеста с помощью нанесения её границ краской на швартовной палубе, поскольку они могут вызвать  ложное чувство безопасности.

По сути, всю швартовную палубу можно считать опасной. Конечно, это рабочая зона, и полностью запретить находиться в ней никто не предлагает, это было бы абсурдом. Тем не менее, рекомендуется проводить оценки рисков на борту, чтобы определить потенциальные зоны выхлеста швартов в зависимости от различных конфигураций швартовки, исходя из практики.

В свою очередь, главный технический инспектор труда Российского профессионального союза моряков Евгений Хижняк прокомментировал причины разрыва стальных или синтетических тросов в ходе швартовных операций:

– Во-первых, это действие непреодолимых сил стихии, то есть внезапно налетевший шквал ветра. Во-вторых, несогласованные действия с капитаном судна (третьим помощником – на баке или вторым помощником – на корме) оператора буксира, обеспечивающего швартовку судна, провоцирующие неожиданное или непредвиденное натяжение буксирного каната или же толчок судна при уже поданных на берег швартовных канатах.

Конечно, обозначение опасной зоны в районе выполнения швартовных работ на палубе не сможет на 100 процентов защитить членов экипажа, но наносить разметку необходимо в любом случае. Она послужит одной из основных мер предупреждения получения травмы.

– Моряки, а тем более неопытные матросы, кадеты, курсанты-практиканты должны видеть зоны опасности и на технологических картах безопасного производства швартовных работ, и на баке и корме, – пояснил Евгений Хижняк. – Кроме того, перед каждой швартовкой все её участники обязаны пройти инструктаж. Члены экипажа должны знать как дважды два – находиться на линии натяжения швартовного каната категорически запрещено.


По материалам Safety4sea.com, перевод ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх