06.07.2018

Как и на что живут моряки

Как не бояться пиратов, влиться в интернациональный коллектив и планировать расходы на несколько месяцев вперед, рассказал молодой моряк из Калининграда, пожелавший остаться неназванным, работающий в европейской компании младшим офицером на грузовом рефрижераторном судне.

Как стать моряком

Я потомственный моряк: у меня и дед был капитаном, и отец, хотя он уже давно не работает. Так вышло, что я тоже стал моряком, правда, больше хотел пойти учиться на врача, тем более что у нас в семье медики тоже есть. Морякам нужно специальное образование: либо профессиональное училище, либо университет, можно еще окончить военно-морскую академию.

Я поступал, когда доллар только начал расти, и народ рванул в море за деньгами. На бюджет был конкурс – три человека на место, но меня взяли.

Основные морские профессии – это судоводители и механики. Я судоводитель, изучал навигацию, размещение груза – все, что связано с управлением и безопасностью судна. А у механиков вся техническая часть – как что работает, как что чинить.

Учишься почти шесть лет и еще год проходишь практику. Формально после учебы тебе предлагают трудоустройство, но это будет рыбный флот и какое-нибудь древнее судно типа «Красная звезда». Так что все отказываются и сами что-то ищут. Я обошел очень много круингов, даже ездил в Литву и Латвию. В итоге нашел один у нас в Калининграде и устроился в европейскую грузовую компанию. Сейчас конкуренция такая, что  предлагают место, а ты практически не имеешь права отказаться, потому что уже стоят в очереди несколько человек, готовых выходить хоть завтра.

В большинстве случаев работа моряка – это рутина. Все идут за деньгами: за романтикой в море идут единицы, и те очень быстро разочаровываются. Первое время меня поражало вообще все: баклан пролетел, водоросли проплыли. Сейчас уже ничего так сильно не впечатляет, разве что однажды я видел, как около берегов в Южной Америке собираются киты – очень красиво они из воды выпрыгивают.

График работы и обязанности

Наша компания – одна из самых крупных и старых в мире. Она специализируется на рефрижераторах, но вообще возит все подряд – от металлоконструкций до гуманитарной помощи. Ходим по всему миру, кроме ледовых районов. Проще сказать, где я не был: в США и Канаде, Северной Европе, Австралии и в некоторых африканских странах. Африка – это вообще ад для моряка: жара, малярия и африканцы, которые очень не любят работать.

На судне есть рядовые и офицеры. У рядовых рабочий день начинается в восемь или десять утра и заканчивается в районе шести вечера или даже позже, если капитан так решит. Воскресенье – выходной. У офицеров вахта – четыре часа работы через восемь часов отдыха. Моя должность называется офицер-практикант или младший офицер, но на деле и документами занимаешься, как помощник капитана, и матрос, и стоишь вахту вместе с капитаном.

Самый далекий переход у меня был 45 суток – из Панамы в Новую Каледонию. При этом на теплоходе нет интернета. Разве что иногда капитан со своей сим-карты раздаст ненадолго Wi-Fi в порту.

Остановки в портах

Я стараюсь всегда выходить на берег во время остановок в портах, даже в ущерб своему сну. Хотя за три года у меня уже развилась туристическая беспомощность: приезжаешь в любую страну, а уже ничего не удивляет. А для капитанов это вообще скука, они даже из каюты иногда не выходят. Правда, я очень пожалел, что не вышел в Японии. Когда японцы работают – это как театр, можно смотреть и смотреть. Если деревянные палеты сломались, у них есть человек, который их ремонтирует, чтобы ничего не выкидывать. Это единственная страна, где работяги убрали весь мусор в трюме после себя. Перед тем как зайти в порт, мы наводили порядок, но они убрали так, что стало еще чище.

Если в Азии лучшие работники, то самые плохие – на Карибских островах, в Панаме и Египте. Они выносливые, но если за ними не следить хотя бы 15 минут, то они прекратят работать и еще что-нибудь унесут с судна. Как-то мы зашли в один порт на Карибах, и местные рабочие поставили контейнер неправильно: ворота должны быть повернуты по направлению к корме, чтобы внутрь не заливалась вода, а они сделали наоборот. Мы говорим, чтобы везли кран и ставили нормально – нет, ни в какую. В Англии крановщику говоришь, что надо переставить контейнер, в ответ только: «No problem», а здесь через капитана порта по официальному запросу их заставили перевернуть контейнер, хотя это дело пяти-семи минут.

Пираты и шторм

В России профессия моряка, вроде, на шестом месте по опасности, у нас большая часть зарплаты начисляется именно за вредность. Как-то в Индийском океане вокруг нас ходили смерчи. Когда на Карибах были ураганы, мы возили туда гуманитарную помощь. Идешь, а вокруг яхты заброшенные, плавают деревья, фюзеляж самолета. Пришли на остров, а там ни одного дерева не осталось, нам так и сказали: «Здесь порта больше нет, разворачивайтесь».

Штормов я не боюсь, они мне даже нравятся. Вот что странно: в шторм меня не укачивает, а в калининградском автобусе укачивает.

Пиратов я видел только издалека. Мы с охраной были, и они даже не подходили. Сомалийские пираты – это чистый бизнес, чтобы компании заказывали сопровождение и охрану для своих судов. Ни разу еще не было такого, чтобы пираты напали на охраняемое судно, разве что какой-нибудь неадекватный издалека ржавым калашом помашет. Если где-то и есть настоящие пираты, то в Азии, азиаты даже здесь всех превзошли. Теплоход шел-шел – и просто нет его, а все получают сообщение: «Пропало судно, пиратский захват».

Правила жизни на судне

Если ты с кем-то поссоришься на борту, то тебе деться будет некуда. На судне нельзя пить крепкий алкоголь и принимать наркотики. Наркоконтроль к нам приходил один раз, в Германии. В четыре часа утра я был на вахте, вбежала наркополиция с овчарками, натасканными на кокаин. Почему-то выбрали мою каюту и каюту одного филиппинца. У меня перевернули все, но ничего не нашли.

Отношения в команде

Капитан – реально первый после Бога. С ним никто не связывается, потому что может позвонить в компанию и сказать про тебя: «Этот человек – супернекомпетентный». И после этого работу ты получишь только на речке. Капитан всегда принимает самое последнее решение, даже если в компании скажут повернуть направо, на свое усмотрение он может повернуть налево.

В Европе те же деньги можно заработать и на земле, потому европейцев-моряков не так много. Я работал с русскими, филиппинцами, британцами, немцами, латышами, эстонцами, индонезийцами, индусами. Говорят, что прибалты не любят русских, но первый капитан, к которому я пошел на практику, был латышом. Он классный, даже общаемся до сих пор. Все работают по-разному. Вот, например, есть на судне два насоса, если один сломается, филиппинец запустит второй, и он будет работать, пока тоже не сломается, но первый насос филиппинец чинить не будет. Русский сразу же починит и запустит первый, чтобы второй стоял. А немец будет оба по очереди использовать, чтобы ресурс равномерно вырабатывался.

Филиппинцев у нас работает очень много. Они простые люди, как большие дети. Смотришь – мужчине 45 лет, а он, во-первых, выглядит на 20, во-вторых, может кривляться, шутить, песни петь. А его русский ровесник Михалыч будет кряхтеть и бубнить: «Сволочи кругом, налоги высокие». Три вещи, которые филиппинцы любят больше всего, – караоке, рис и баскетбол. Еще дома обязательно у каждого будет огромная плазма, даже если пол земляной и мыться надо, поливая себя из горшка. Обычно у филиппинцев есть заводила, он может уломать капитана устроить барбекю – нажарить креветок, иногда даже крабов и омаров. Там будут обязательно танцы с караоке. Поют они очень хорошо, затянут какой-нибудь Linkin Park – от оригинала вообще не отличить, только вместо буквы «Ф» филиппинцы произносят «П». Но при этом они злопамятные и держатся друг за друга: если обидел одного, за него все пойдут горой, даже если он и не прав.

Доход

Каждый месяц определенного числа капитан составляет бухгалтерию и дает под подпись документ о зарплате, а второй экземпляр оставляет себе. Там посчитано, сколько ты заработал, сколько потратил в судовой лавке и на связь. Потом зарплату перекидывают на карточку с помощью спутниковой телефонии. У русских и филиппинцев зарплата в долларах, а у граждан Евросоюза – в евро.

В месяц я получаю 2 тысячи долларов, что неплохо для Калининграда, но я работаю не каждый месяц, а примерно четыре через четыре, и расходы надо планировать с учетом этого. В среднем выходит примерно 62 тысячи рублей в месяц. Есть, конечно, компании с перманентными контрактами, где зарплата начисляется и в море, и дома. Но на суше тебе платят несколько меньше – 40 или 60 % от оклада. В таких компаниях работает довольно мало граждан бывшего СНГ.

Больше всех зарабатывают европейцы на круизных лайнерах. Там два капитана – один на мостике стоит, а другой выходит к пассажирам выпить шампанского, пожать ручки – просто формален. Вот навигационный капитан получает какие-то нереальные деньги, про которые ходят легенды. Я слышал что-то про 35 тысяч евро в месяц.

Расходы

Я очень экономный человек и вообще не трачу лишнего. Никаких особых приемов у меня нет, просто не ведусь на то, что нужно иметь последний айфон или кроссовки за 30 тысяч рублей.

Сейчас живу с родителями. У матери была операция, и я съехался с ними, чтобы помогать. Плачу только коммуналку 9 тысяч рублей. Еще до 10 тысяч уходит на продукты – это если вообще ни в чем себе не отказывать. Я знаю, что и где выгодно купить. Готовлю сам, но даже не ради экономии, а потому что люблю.

Когда я дома, могу иногда сходить в бар, съездить на какой-нибудь местный фестиваль. Билеты стоят недорого, рублей 200. Еще рублей 600 – домашний интернет.

Летом в основном перемещаюсь на велосипеде, машина мне не нужна. Многие моряки вообще принципиально не покупают автомобиль, чтобы он по полгода не стоял без дела и не гнил. Могу потратить где-то 3 тысячи на такси. Одежду обычно привожу из рейсов. Накупил в Англии нормальных вещей, а в России цены завышены, потому покупаю что-то очень редко. В море много времени для того, чтобы подумать и почитать, около тысячи трачу на книги.

Больше всего трачу на девушку. Она вообще за равноправие и часто предлагает платить за меня, но она пока учится и не работает, потому тратит не свои, а родительские деньги. Я недавно подарил ей игру Overwatch за 700 рублей, купил профессиональный лук и стрелы за 13 тысяч, так как она любит стрелять. Я-то уже наездился по разным странам, а она – нет. Недавно мы были в Варшаве четыре дня, я потратил там около 7 тысяч рублей.

В семье были некоторые финансовые проблемы, и я отдавал все свободные деньги на возврат кредитов и долгов. Только недавно освободился от этих обязанностей и теперь планирую начать на что-нибудь откладывать. Не знаю, стоит ли покупать квартиру в нашей нестабильной стране. Сейчас думаю накопить денег и пойти учиться на ветеринара.


Источник: The Village

↑ 

Наверх