05.07.2018

Объединить усилия в борьбе против морского рабства

Благотворительная организация «Apostleship of the Sea» (AoS) объединилась с международной организацией Santa Marta Group для борьбы с морским рабством. Вместе они намерены провести серию учебно-информационных семинаров в портах по всему миру для капелланов AoS, добровольцев, сотрудников администраций портов и полиции. Участники получат необходимую информацию о том, что можно сделать для защиты и поддержки моряков и рыбаков.

Между тем обозначенная проблема является на сегодняшний день одной из ключевых для судоходной отрасли: многомесячные задолженности по заработной плате, недействительные трудовые договоры, отсутствие пресной питьевой воды и свежих продуктов питания, подневольное удерживание на судах – все это можно расценивать как феномен современного рабства на флоте. Страдают от него моряки по всему миру, в том числе и россияне.

Печально известны истории экипажей судов «SS Veles» и «SS Ross». В 2011 году моряки вышли в рейс на «SS Ross» и в одночасье превратились в заложников: капитан собрал и хранил у себя документы моряков, поэтому никто из них не мог покинуть судно. Моряки находились в непригодных для нормального проживания условиях: отсутствовало необходимое питание, воду выдавали несколько раз в сутки, каюты не были оборудованы системой вентиляции и охлаждения. Морякам не выплачивалась зарплата. Кроме того, на борту произошло несколько подозрительных смертей. Только в январе 2012 года двум морякам удалось сбежать с судна и обратиться за помощью в посольство России в Куала-Лумпуре. По этой схеме тот же самый судовладелец организовал работу и на судне «SS Veles». С сентября 2012 года по апрель 2013 года экипаж сухогруза работал в нечеловеческих условиях, а труд моряков использовали бесплатно. Вернувшись домой весной 2013 года, моряки обратились за защитой своих прав в Следственный комитет. Разбирательства по этому делу идут до сих пор, и виновные не наказаны.

Проблемы существуют и на рыболовном флоте. Бывший моряк Николай Сухомлинский в 2005 году работал на траулере «Первореченск»:

– На Дальнем Востоке есть два варианта – либо ты возвращаешься с деньгами, либо ты раб, и национальность не имеет значения. У нас у всех отобрали паспорта, постоянно избивали, пока судно не задержали пограничники за нелегальный лов краба. Но самое смешное, что несмотря на шумиху, деньги в итоге мы не получили, так и остались ни с чем.

Крайне редко ищущие работу моряки пытаются проверить состояние судна или надежность судовладельца, а также адекватность капитана и остальных членов команды. Редко они интересуются и тем, действует ли в компании коллективный договор, страхованием своей жизни и здоровья, другими гарантиями.

В итоге их привозят на судно, стоящее не на причале, а уже в морской акватории, капитан забирает документы «на ответственное хранение», и… только тогда моряк осматриваясь, с ужасом обнаруживает, что многое из того, что ему обещали – обман.

– Теоретически попасть в рабство может любой и самостоятельно освободиться бывает довольно сложно. Во-первых, работодатели проводят психологическую обработку жертвы, запугивают и держат под страхом наказания, иногда даже смерти. Во-вторых, сложно сориентироваться в незнакомой местности. В-третьих, у жертв часто отнимают документы. Чтобы не попасть в рабство, важно понимать, как строятся трудовые отношения, – отмечают в Российском профсоюзе моряков. – На эту проблему нужно обращать внимание представителей судоходной отрасли и властей по всему миру. Только объединив усилия, мы сможем противостоять этой напасти.

↑ 

Наверх