06.06.2018

Потерять право на работу под флагом

Практика «чёрных списков», когда кто-то где-то хранит секретные материалы на недовольных моряков, обиженных или обидевших судокомпанию, запрещена. С ней борются и профсоюзы ITF, и государства, поддерживающие требования «Сводной конвенции о труде в морском судоходстве» (MLC-2006), принявшей обязательства внедрить у себя систему контроля за трудоустройством, где за него не берут деньги, отправляют в рейс лишь с контрактом на руках и не допускают нарушения круинговыми агентствами прав моряка, человека и гражданина.

О том, что государство флага не имеет права вести свой «чёрный список», MLC-2006 даже и не заикается. Мол, и так всё понятно. Выясняется, что нет ясности в этом вопросе. И вот пример.

К нам обратился моряк с просьбой разобраться в его случае. Восемь лет назад его списали с формулировкой «за употребление алкоголя на борту». Причём медицинского осмотра не было, вердикт вынес капитан, и нарушение дисциплины моряк признал добровольно. Дело было под флагом Маршалловых Островов.

После этого моряк работал на разных судах, в разных должностях и под всякими флагами. И знать не знал, что ещё восемь лет назад был официально «поражен» в праве работать под флагом Маршалл.

Когда же респектабельный судовладелец, подписав с ним контракт и доставив на судно, вдруг отказал в дальнейшей работе и оплатил отправку домой со ссылкой «наше судно под флагом Маршалловых Островов и ты у них в «чёрном списке», моряк очень удивился и пришёл к нам.

Стали разбираться. Обратились в Морскую администрацию флага. Мы вступили в переписку с весьма высокими чинами из регистра. На все вопросы и просьбы типа: «Почему такая санкция, он что кого-то убил?», в ответ приходили сухие и короткие письма. В одном из этих писем наши оппоненты дали ссылку на Кодекс торгового мореплавания флага, где трудовые отношения расписаны в общем виде, зато санкции за правонарушения всё-таки конкретизированы. И, в случае употребления алкоголя на борту юридически доказанном, виновник может либо загреметь в тюрьму на полгода, либо должен заплатить штраф 800 долларов. А вот о том, что он может потерять право работать под флагом на всю оставшуюся жизнь – ни слова!

С такими аргументами мы продолжили переписку с администрацией флага. И в конце концов получили официальное извещение, что моряк «восстановлен в статусе имеющего право на работу». Не прошло и каких-нибудь восьми лет с момента инцидента...

По правилам республики Маршалловых Островов, государство действительно ведёт какой-то реестр моряков, уличённых в употреблении алкоголя или наркотиков. Но в тех же правилах сказано, что процедура «клеймения» не является произвольной: должны быть доказательства и материалы расследования и показания не менее трех свидетелей.

И даже при наличии такой кучи подписанных и проштампованных бумаг необходима ещё одна процедура, когда каждый случай «заявы-предъявы» проходит через специальные слушания своеобразного следовательского комитета при морадминистрации.

Словом, на бумаге всё гладко, правильно и по протоколу «прав моряка». А по сути – один капитан позвонил, проверять не стали и человек потерял право на работу. Причём даже не знал об этом.

Источник: председатель Калининградской региональной организации РПСМ Вадим Мамонтов

↑ 

Наверх